Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
175
словосочетаниям, чтобы он одинаково с исследователем понял смысл того
или иного вопроса.
В обыденной речи ключевые, смысловые слова выделяются интона-
цией, в печатном тексте эти слова определяются общим контекстом. В анке-
те каждый вопрос строится не в контексте остальных вопросов, а как само-
стоятельный, поэтому приходится иногда прибегать, так сказать, к усилен-
ному методу, подчеркиванию. Например вопрос: "Какую марку телевизора
Вы хотели бы купить в этом году?" понять можно двояко: или что исследова-
теля интересует марка телевизора или то, что респондент купит телевизор
именно в этом году. В зависимости от прочтения вопроса меняется содер-
жание ответа респондента. У респондента может  быть устойчивое отноше-
ние к той или иной марке телевизора, и именно это необходимо выделить и
получить из ответов, или же необходимо выяснить наибольшую популяр-
ность новой марки телевизора. Если интересует именно последнее, то вни-
мание респондента необходимо сконцентрировать на словосочетании "в
этому году" путем подчеркивания, разрядки или печатания жирным шриф-
том. Еще пример: Встречаясь со своими товарищами по работе, Вы обсуж-
даете с ними различные вопросы. Мы выделили некоторые из них и просим
Вас отметить те, которые чаще всего обсуждаете (Отметьте не более 3-х по-
зиций)". В данном вопросе социолог посчитал необходимым сосредоточить
внимание респондента на словосочетании "чаще всего", чтобы подчеркнуть,
что его интересует интенсивность обсуждения тех или иных вопросов. При
необходимости можно выделять ключевые, смысловые слова и в альтерна-
тивах.
В литературе высказывается мнение, что в анкетах нельзя выделять
каким-либо способом слова или словосочетания, поскольку, сосредоточивая
внимание респондента, привлекая его к отдельным вопросам, мы тем самым
можем снизить его внимание к остальным вопросам и привести к смещению
информации. И хотя специальных исследований на эту тему, кажется, не
проводилось, тем не менее смысл в этом замечании есть. Но, как говорится,
каждая медаль имеет две стороны, и частенько из двух зол приходится выби-
рать меньшее. Привлекая внимание респондента к тем или иным словам и
группе вопросов, мы, возможно, и снизим внимание к остальным вопросам.
Но в этом случае мы можем получить более достоверную информацию, а не-
гативное влияние такого приема можно нивелировать другими методами.
3. Для того, чтобы переключить или привлечь внимание респондента
к тем или иным вопросам, направить его мысли в нужное русло, в данном
случае для того, чтобы он отвечал на те вопросы, которые касаются его, и не
отвечал на те вопросы, которые его не касаются, используются различные
указатели: звездочки, стрелки, литеры и т.д.
КАК ЧАСТО ВЫ ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ?
Читаю каждый день....................................     (   )
Читаю 3-4 раза в неделю............................      (   )
Читаю очень редко.....................................       (   )
Газет не читаю............................................      (   )
*
переходите к
Hosted by uCoz