Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
179
узнать мнение хотя бы у продавца по поводу нашего выбора. Что же гово-
рить о более сложных вещах! 
Особенно незаменимы вводные предложения, когда необходимо раз-
грузить вопрос или описать ситуацию.
Фрагмент анкеты:
"Современная молодежь стремится быть в курсе наиболее важных событий
политической жизни страны. При этом используются различные источники информа-
ции: газеты, журналы, радио, телевидение и другие. Не все эти источники равноценны
для получения той или иной информации".
Далее идет серия вопросов по источникам информированности мо-
лодежи. Вот еще вопрос из анкеты для молодежи.
Фрагмент анкеты:
"Иногда высказывается мнение, что требования к нормам поведения в нашем
обществе слишком мягкие, как это необходимо. Но есть и другое мнение, утвержда-
ют, что они у нас чересчур строги.
А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?"
Если представить всю информацию, заложенную в вводном предло-
жении в виде вопроса, то он окажется длинным, тяжеловесным и будет с
трудом восприниматься респондентом. Выделяя повествовательную часть,
где объясняется суть вопроса, мы тем самым разгружаем сам вопрос, сделав
его более простым и легким для понимания, а значит и для ответа. В этом
варианте возможность получить достоверный ответ, без сомнения, доста-
точно высока.
Вспомогательные предложения, как и вспомогательные вопросы, об-
легчают анкету, делают ее более доступной для восприятия, создают благо-
приятный фон для взаимопонимания респондента и исследователя.
В конце анкеты хорошо смотрится такое заключительное предложе-
ние: 
"Наша анкета закончена. Вы проделали большую работу. Ваши ответы
очень помогли нам в научных исследованиях. 
ЕЩЕ РАЗ БОЛЬШОЕ СПАСИБО".
Не правда ли, благодарность в такой форме более выразительна, чем
короткое и сухое "спасибо за ответы". Не стесняйтесь лишний раз поблагода-
рить и похвалить респондента. Он ведь и в самом деле заслужил благодар-
ность, проделав большую работу как участник социологического исследова-
ния.
Кодировка вопросов
В принципе можно разработать множество разнообразных систем ко-
дировки вопросов в зависимости от целей и задач исследования и от систе-
мы обработки и анализа первичной социологической информации. Но в
практике социологических исследований, согласно имеющимся программам
обработки информации на ЭВМ, применяются две системы кодировки. В
первой системе кодировки используется сплошная нумерация вопросов и
нумерация альтернатив внутри каждого вопроса, например номер вопроса
35, номера альтернатив 1, 2, 3, 4, 5. Вторая система предусматривает также
сплошную нумерацию вопросов, но наряду с этим и независимо от нумера-
Hosted by uCoz