Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
19
желанию" и "по инициативе администрации". Каждое из этих подпонятий
имеет свое содержательное значение, определяющее направление в иссле-
довании. Это уже третий уровень общности. Понятие "по инициативе адми-
нистрации" имеет подпонятия еще меньшей общности, например, лишенные
работы за прогулы, некачественную работу, за пьянство и пр. В принципе,
если нет необходимости дальнейшего детализирования понятий, а она опре-
деляется целями и задачами исследования, то на этом уровне общности
можно остановиться и представить их уже в качестве анкетных вопросов.
Таков, например, вопрос: "За что Вы были уволены? - за прогулы, некачест-
венную работу, за пьянство" и т.д.
Таким образом, процедура построения анкеты - это прежде всего опе-
рирование с понятиями и их определенная логическая взаимосвязь. В зави-
симости от того, какую систему взаимосвязи мы выберем, решается и логи-
ческая структура анкеты. Могут быть различные логические структуры, но в
самом общем виде все они выступают как расшифровка некоторого общего
исследуемого понятия, или программного вопроса.
Можно выделить три направления логического понятийного опера-
ционализирования, которые и определяют структуру анкеты и содержание
вопроса.
1. Углубление содержания понятия посредством серии однотипных
понятий. Дело в том, что ответ на один вопрос не всегда может дать доста-
точно точную информацию. Так, при выявлении уровня политической ак-
тивности населения (например, во время выборов) само понятие "политиче-
ская активность" расшифровывается в рамках отношений или в рамках дей-
ствия, т.е. констатация факта выполнения каких-либо политических акций
свидетельствует о том или ином уровне политической активности, но для
более глубокой характеристики данного явления этого факта недостаточно.
Задается серия вопросов, фиксирующих уровень осознанности действий
респондентов, их отношение к актам политической демонстрации, результа-
тивность или эффективность этих актов и т.д. Получая такую информацию,
исследователь уже с большей долей уверенности и определенности может
судить об истинном уровне политической деятельности на изучаемом объек-
те или в группе респондентов.
2. Рассмотрение изучаемого явления в различных аспектах. Исследо-
вать процесс можно не только в глубину (как рассмотрено выше), но и с раз-
личных точек зрения.
3. Детализация общего понятия, применяющая в тех случаях, когда
используется понятие большой общности или исследователю необходимо
убедиться в том, что на информацию, получаемую в процессе опроса, не по-
влияли какие-либо случайные явления. Для этого дается серия вопросов,
расшифровывающих или же дублирующих общее понятие.
Анкетные вопросы являются эмпирическим отражением понятийного
содержания программы исследования, не всегда четко улавливается, осо-
бенно на уровне обыденного сознания, иерархия понятий - от самых общих
до конкретного действия. Например, собираясь приобрести письменный
стол, т.е. совершить некоторое конкретное действие, сначала мы проводим
Hosted by uCoz