Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
193
нее. Такое положение возникает, если альтернативы в вопросе расположены
неправильно, скажем, когда на первое место ставят наиболее значимую аль-
тернативу, ту, которую наверняка выберут большинство респондентов, или
когда было предложено довольно большое количество вариантов ответов.
В результате получается, что часть альтернатив в порядке их распо-
ложения набирает больше голосов (чаще это бывает первая альтернатива), а
некоторые меньше (чаще всего те, которые находятся в середине). В этом
случае надо еще раз пересмотреть расположение альтернатив в вопросах,
внести, если это необходимо, поправки, стремясь к тому, чтобы распределе-
ние ответов респондентов по порядковым альтернативам было более или
менее равномерным. Следует помнить, что такое неравномерное распреде-
ление в конечном итоге дает неверную информацию.
2. Сколько респондентов не ответило на тот или иной вопрос. Да-
леко не все респонденты отвечают на все вопросы. Как правило, отказов от
ответа в зависимости от чистоты опроса и сложности анкеты бывает в сред-
нем в пределах 3-5%. В целом считается нормальным, если количество отка-
зов не превышает 6%, а по некоторым оценкам - 14%. Но на один вопрос
отказов бывает меньше, чем на другой. Иногда процент отказов от ответов
достигает 50% и выше. В пилотажном опросе анализируются не только пря-
мые отказы, так называемые чистые вопросы, но и ответы респондентов на
альтернативы: "Не знаю", "Не думал об этом", "Затрудняюсь ответить", "Не
помню" и т.д. В пилотажном исследовании следует выяснить, почему часть
респондентов отказалась отвечать на данный вопрос. Этому может быть не-
сколько причин:
а) респондент не понял вопрос и, чтобы к нему "не приставали", вы-
бирает нейтральную альтернативу или вообще не отвечает на вопрос. (Необ-
ходимо в этом случае переформулировать вопрос и снова проверить);
б) респондент устал отвечать и, чтобы не утруждать себя, пропустил
вопрос или выбрал последнюю альтернативу: "Не знаю", "Затрудняюсь отве-
тить" и т.д. (необходимо поставить вопрос в другое место анкеты и прове-
рить, как он будет работать там);
в) респондент имеет свое мнение по данной проблеме, но оно оказа-
лось не предусмотренным социологом в наборе альтернатив, а дописать не-
где, места не оставлено, вопрос закрытый. Поэтому, чтобы не кривить душой
и не давать ответ, не соответствующий его мнению, он выбирает нейтраль-
ную альтернативу или не отвечает на вопрос вовсе. (Дать полузакрытый во-
прос);
г) вопрос настолько неожиданный и находится вне поля зрения рес-
пондента, что он не знает, как отвечать, поскольку не думал о нем. (Прове-
рить степень компетентности и информированности респондентов другим
вопросом);
д) вопрос труден для ответа, например, табличный, шкалированный,
с большим набором альтернатив, он утомляет, требует большого внимания и
напряжения. Обычно на такие вопросы бывает больше всего отказов. (Об-
легчить форму вопроса, перестроить его, ввести дополнительные вопросы,
перевести табличные, комбинированные вопросы в обычные);
Hosted by uCoz