Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
194
е) респондент и в самом деле не помнить, поэтому и пишет "Не пом-
ню", "Затрудняюсь ответить", "Не знаю". Возможно, вопрос не был подготов-
лен другими вопросами для оживления воспоминания. (Добавить вопросы
для оживления памяти или перестроить вопрос).
Отказ от ответа на содержательный вопрос может выражать отноше-
ние респондента к отдельным вопросам и к анкете в целом. Например, рес-
понденту не нравится анкета или отдельные ее вопросы, он не стремится
понять их, отвечать добросовестно и полно. Количество отказов от ответа
является показателем степени незаинтересованности опрашиваемых в рабо-
те с анкетой.
Тщательный анализ результатов пилотажного опроса позволяет вы-
явить истинные причины незаинтересованности в работе над анкетой или
над отдельными вопросами. Этот анализ бывает иногда весьма сложным,
поскольку вариантов поведения респондента при ответе на тот или иной
вопрос может быть много. В частности, можно использовать метод перекре-
стного анализа пограничными вопросами или вопросами одного блока. Это
позволяет определить логику рассуждения респондента. Отказываясь отве-
чать на тот или иной вопрос, респондент прерывает логику рассуждения и
тем самым нарушает всю систему рассуждения (если, конечно, вопрос не
предусматривал вариант неответа части респондентов). Это не всегда рас-
крывает истинные причины, по которым респондент отказался отвечать, но
позволяет привлечь внимание исследователя к тому, что в данном вопросе
или блоке вопросов не все в порядке и что его надо перестроить.
3. Как распределяются ответы респондентов в целом по анкете.
Обычно количество ответов или отказов от ответа варьируется в зависимо-
сти от участка анкеты. Под участком в данном случае понимается группа во-
просов одного блока или просто расположенных в одной последовательно-
сти. Как уже отмечалось, к концу анкеты респондент начинает уставать, и
соответственно снижается общее количество ответов и увеличивается общее
количество отказов от ответа.
Как видно из рис. 1, количество отказов от ответа, постепенно увели-
чивается и примерно к середине анкеты, достигает своего пика. По всей ви-
димости, респондент теряет интерес к анкете, внимание его снижается, и
соответственно снижается его активность. Но затем его внимание и актив-
ность несколько повышаются, количество отказов от ответа сокращается. К
концу анкеты, когда добирается до легких вопросов, внимание его повыша-
ется и количество отказов от ответа снижается.
Вот один из графиков отказов от ответа на вопросы
Наибольшее количество
отказов 
Hosted by uCoz