Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
195
Начало  анкеты
       Середина  анкеты
                Конец  анкеты
Рис. 1
Это только один пример распределения отказов от ответа. Характер
распределения отказов от ответа может принимать различный вид в зависи-
мости от типа анкеты, сложности вопросов и от характера исследования в
целом. Иногда в целях решения каких-то специфических задач исследования
в анкете приходится использовать сложные вопросы или располагать их со-
ответствующим образом, заранее зная, что это может вызвать относительно
большое количество отказов от ответов на них. Но здесь уже приходится вы-
бирать чем жертвовать. Поэтому кривая распределения не ответов респон-
дентов по полю анкеты может быть различной. В одних случаях она устой-
чиво повышается, что может свидетельствовать о снижении интереса опра-
шиваемых к вопросам анкеты; в других - постоянно понижаться, что может
означать повышение интереса респондентов к анкете; в третьих случаях она
стабильна, не изменяется на протяжении всей анкеты, что свидетельствует о
том, что внимание, интерес и активность респондентов на протяжении всей
анкеты не меняются.
Но, независимо от того, что показывает общая кривая, распределение
внимания и активности опрашиваемых может меняться на отдельных участ-
ках анкеты. В одних случаях они могут резко падать и так же резко возрастать
в других случаях. Это естественно, поскольку одни вопросы респондентам
нравятся больше, другие - меньше, внимание и активность опрашиваемых
никогда не бывают постоянными, в каких-то определенных пределах они
всегда колеблются.
Имея кривую распределения внимания респондентов, получаемую в
результате пилотажного опроса, можно соответствующим образом, исполь-
зуя специфические методы, управлять вниманием и активностью респонден-
тов, перестраивать анкету с целью повышения заинтересованности, внима-
ния респондентов, активизации их деятельности.
На приведенном ниже рисунке показано, как изменяется количество
отказов от ответа по отдельным участкам анкеты, искусственно разбитой по
пять вопросов.
Наибольшее количество
Hosted by uCoz