Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
22
неудовлетворенность, может присутствовать при исследовании данного
объекта, и соответственно играть определенную роль в формировании неко-
торых программных положений. Незнание этого не позволяет и оперировать
им в формировании общих положений. Если у меня как у исследователя воз-
никает в результате некоторых логических операций новое знание, предпо-
ложение о наличии какого-то явления, я должен быть уверен в реальности
его существования и знать форму его существования. Это может подтвердить
только конкретное исследование. Поэтому не случайно говорят, что любое
эмпирическое исследование есть начало новой теории и нового исследова-
ния, так же как новая теория находит свое продолжение в конкретном со-
циологическом исследовании.
Не останавливаясь на соотношении общего и частного в философском
смысле, подчеркнем, что их развитие идет как бы параллельно, взаимообу-
словливают и взаимодополняют друг друга¹. Практически это выражается 
следующим образом. Как только социолог приступает к решению некоторой
общей задачи, в данном случае к подготовке программы исследования, к раз-
работке общих концептуальных положений, перед ним тут же встают неко-
торые частные проблемы и он испытывает потребность в конкретном эмпи-
рическом материале, причем самом разнообразном по уровню общности и
глубины. В то же время, пытаясь решить частные вопросы, например разра-
ботать методику исследования (анкету), он неизбежно понимает необходи-
мость решения общих вопросов, т.е. формулирование программных положе-
ний. Знание конкретного без хотя бы самого приблизительного представле-
ния об общем не обеспечивает решения ни общего, ни частного, и наоборот,
зная только общее, нельзя решить конкретных вопросов эмпирического ма-
териала.
Говоря о параллельности решения общего и частного, следует под-
черкнуть, что строгой параллельности, конечно, нет, как не существует абсо-
лютной первичности и вторичности. Здесь существует поочередность: то
общее в какой-то момент времени становится первичным, то частное и на-
оборот. Отсутствие возможности в какой-то момент решить некоторое общее
выдвигает на первое место частное, невозможность решить частное застав-
ляет решать общее. Временное значение первичности и вторичности весьма
небольшое, оно зависит от уровня наших знаний. Чем больше наше знание
по объему, по глубине, тем больше это временное значение, т.е. какие-то
программные вопросы становятся доминирующими и определяют эмпири-
ческий материал, пути его поиска и пр. Или же эмпирические данные стано-
вятся доминирующими в случае потребности решения какой-то общей про-
блемы.
Можно выделить несколько этапов работы над программой и методи-
кой исследования, представляя их как единый процесс. Необходимо только
сказать, что это не единственный способ работы и что каждый социолог вы-
бирает свой путь. Следует только придерживаться общего принципа в под-
готовке программы и методики исследования, изложенного выше.
                                                                
1
См.: Часть и целое. //Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 769.
Hosted by uCoz