Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
25
Глава 2. Спросить значит понять
Вопрос является центральной и основной фигурой в социологическом
исследовании. Но долгое время эта проблема оставалась на краю поля мето-
дических боев социологов.
Что такое социологический вопрос? Выполняет ли он свою исследо-
вательскую роль, умеем ли мы задавать вопросы? Можно поставить множе-
ство и других не менее важных вопросов о вопросе.
Не зная природу вопроса, социологи до многого сегодня доходят, так
сказать, с помощью здравого смысла и интуиции. Не имея методологическо-
го, философского и логического обоснования, социологи вынуждены решать
свои методические проблемы ощупью, путем проб и ошибок. В результате
большое количество вопросов концептуально бессодержательно, имеют
только форму вопроса. Социологи порою неправильно определяют контекст
вопроса в форме альтернатив, совершают логические ошибки в понятийном
определении вопроса, решают диалоговую систему анкеты только как пар-
ные, независимые друг от друга акты взаимодействия вне системы вопросов,
представленных в анкете. Давайте хотя бы попытаемся приблизиться к по-
ниманию философской природы вопроса.
Что такое вопрос?
Однажды я прочитал примечательную фразу: "Знание того, что счи-
тать ответом, равносильно знанию ответа". Иначе говоря, если я знаю со-
держание ответа, то знаю содержание вопроса. Кажется, что все переверну-
то с ног на голову. Ведь мы потому и задаем вопрос, что не знаем ответ, ибо
если известен ответ, то зачем нужен вопрос. Так нам подсказывает здравый
смысл. Однако в таком подходе заложен большой смысл, который по сути
дела является основой вопросно-ответных отношений.
Имеются различные подходы к решению проблемы вопроса, характе-
ризующие различную глубину ее знания и изучения. Наверно никто не будет
спорить с тем, что вопрос это есть большая или меньшая совокупность зна-
ния. Иначе говоря, для того чтобы задать вопрос, исследователь должен уже
иметь какое-то представление о том, что он хочет узнать посредством данно-
го вопроса, т.е. вопрос это уже есть какое-то знание. И в самом деле, если мы
спрашиваем, указывая на животное, "кто это?", а не "что это?", то это означа-
ет, что мы знаем по крайней мере, что данный объект есть одушевленное су-
щество.
Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос - это
своеобразная микротеория, определенная система знания, которая одной ча-
стью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое
знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то,
что мы хотим узнать. Когда мы спрашиваем: "Колумб ли открыл Америку?",
то здесь имеются известное (Америка открыта), неизвестное - (кто открыл
Америку) и гипотетическое знание (предположение, что это сделал Колумб).
Когда в социологической литературе говорят о программе исследова-
ния, то понимают под этим прежде всего некоторое концептуальное виде-
Hosted by uCoz