Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
26
ние проблемы исследования, которое может быть представлено как гипоте-
тическое знание. Концептуальное знание нередко представляют как про-
граммный вопрос, но в равной степени это относится и к любому вопросу, в
том числе и к анкетному. Различие между ними имеется только в уровне
общности концептуального знания. Однако в социологической литературе
программный и анкетный вопросы разделяют и весьма существенно. Анкет-
ный вопрос понимается только как технический, инструментальный аппарат
съема специальной информации и т.д. Это принципиально неверное поло-
жение.
Однако для того чтобы понять природу вопроса нам придется уйти от
предмета самого вопроса и обратиться к природе субъектно-объектных от-
ношений. Как представляется, природу вопроса, его сущность и содержание
надо искать в природе межсубъектных отношений.
Что это значит? Все социальное бытие есть результат отношений лю-
дей, а в атомарном выражении - отношений между двумя конкретными ин-
дивидуумами. Для реализации себя как субъекта, как единичной системы
бытия человек должен в обязательном порядке вступать в отношения с объ-
ектом или с другим человеком. Но вступить во взаимодействие с объектом
означает отразить его сначала частично, а потом в целом в системе своего
прошлого концептуального знания. Другого пути нет, ибо только таким пу-
тем любой объект, попавший в поле зрения, или правильнее сказать в поле
деятельности субъекта, приобретает в сознании субъекта, человека свое со-
держательное значение. Например, если я попаду нечаянно или специально,
лучше последнее, на какую-то космическую планету и, выйдя из корабля, за-
мечу на горизонте или у себя под ногами что-то движущееся, то я сразу же
заключу, что это - живое. Моя прошлая концепция, мое прошлое системное
знание услужливо подсказывают, что все, что движется есть одушевленное
живое существо. Объект попавший в поле моего зрения (или, вернее, дейст-
вия) только с одним единственным признаком, что он движется, получил
свое содержательное значение в концептуальной системе " живое - не жи-
вое".
Но как только я отнесся к некоторому объекту, который движется, как
к живому, то, исходя из этого, я буду строить и свои отношения с ним. Иначе
говоря, человек не только концептуально отражает объективный мир, объ-
ект, но и строит свои отношения с ним только концептуально, исходя из оп-
ределенного представления о данном объекте. Все поступки, движения субъ-
екта будут исходить и подчиняться только выработанной концепции пред-
ставления о данном объекте, если, конечно, субъект пожелает или будет вы-
нужден иметь с ним дело.
Таков первый этап установления отношений. Дальше начинают про-
текать довольно интересные процессы.
Вполне понятно, и мы сталкиваемся с этим постоянно, что человек
может неверно понять объект, концептуально неправильно отразить его
сущность. Прошлое знание субъекта может оказаться недостаточным для
описания нового объекта и т.д. Движущийся объект на другой планете, при-
Hosted by uCoz