Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
28
Мы подошли к пониманию природы вопроса как формы выражения
процесса перехода от возможно истинного знания к истинному. Каждый акт
движения субъекта есть как бы вопрос к объекту "а правильно ли я тебя по-
нял?", "а верно ли мое концептуальное представление о тебе (объекте) в це-
лом и об отдельных актах твоего движения?". Но вопросом к объекту кон-
цепция субъекта становится только тогда, когда принимает форму конкрет-
ного видимого для объекта движения. Пока субъект не обнаружил свою кон-
цепцию, она является вопросом, так сказать, в скрытом виде. Только когда
концепция принимает конкретные формы выражения, она приобретает от-
крытую форму вопроса к объекту. Таким образом вопрос - это форма выра-
жения специфического состояния процесса познания, а именно этап выра-
ботки концептуально-гипотетического знания, проявившегося в конкретном
акте движения субъекта по отношению к объекту.
Социологический вопрос по принципу образования ничем не отли-
чается от любого другого вопроса. Он так же есть концептуально-
гипотетическое представление об объекте, например представление, как
должен повести себя (ответить) респондент. "Скажите, пожалуйста, могут ли
плохие отношения с руководителем быть причиной увольнения?" Так фор-
мулируя вопрос, говорю респонденту, что, по-моему как социолога мнению,
плохие отношения с руководителем могут быть причиной увольнения. Со-
циологический вопрос, как и любой другой, например в естественном разго-
ворном языке, есть объективированная форма выражения концептуального
знания.
Иначе говоря, вопрос может выражаться в виде каких-то поступков,
конкретных действий человека. Если я, например  какому-нибудь чиновнику
передаю маленький пакет с большими деньгами, то это действие означает
вопрос, правильно ли я его понял, что он готов взять взятку, чтобы оказать
мне услугу, которую он и так обязан делать. Если он благосклонно принял
пакет, значит моя концепция о том, что он взяточник, будучи концептуаль-
но-гипотетической до свершения акта, стала истинной после свершения ак-
та, т.е. получила подтверждение практикой. Но можно это требование в под-
тверждение истинности концепции представить вопросом "а вы не возьмете
ли у меня энное количество денег, чтобы сделать для меня то, что вам и так
полагается делать?" Если он ответит: "Да", значит моя концепция, что он
взяточник, подтвердилась.
Отличие социологического вопроса от любого другого заключается в
том, что мы имеем концептуальное представление не о единичном чинов-
нике, а об их части. Задавая вопрос чиновнику в социологической анкете
"Бывает ли так, что Вы берете деньги за услуги?" и получая по преимуществу
ответы: "Да", мы можем сказать, что довольно многие, а практически все
кроме стесняющихся, являются взяточниками. Таким образом наша концеп-
ция, заложенная в вопросе, подтвердилась и стала истинной¹.
                                                                
1
Совсем недавно (октябрь 1998 г.) после заявления депутата Госдумы Г. Явлинского, что пра-
вительство коррумпировано, министерские посты куплены и пр. (на что последние весьма
сильно обиделись), телепрограмма "Итоги" НТВ провела телефонный опрос. Был предложен
Hosted by uCoz