Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
29
Что такое ответ?
Ответ на вопрос и тем самым подтверждение или не подтверждение
(но не опровержение) концептуального знания есть также выработка кон-
цептуального знания. Поиск ответа есть точно такой же процесс, что и поиск
концептуального знания вопроса, только принимающий различные формы в
процессе диалога. Мой вопрос может быть ответом на твой вопрос и твой
вопрос может быть ответом на мой вопрос.
Процесс уже известный. Мне предлагается вопрос, и я должен согла-
ситься или не согласиться с предложенным концептуальным знанием. Для
ответа я должен провести такую же логическую операцию, как и спраши-
вающий, по выработке концептуального знания, которое может совпасть, а
может и не совпасть с предложенным. Чтобы сказать, что предложенная
концепция верна, я должен иметь свое концептуальное знание по данному
предмету, в противном случае я не смогу его оценить. Но для того чтобы вы-
работать эту концепцию, я должен проделать всю ту же самую работу, что и
спрашивающий. Именно поэтому я говорю, что вопрос и ответ по сути дела
есть одно и то же, одна и та же работа, одна и та же процедура, но в зависи-
мости от ролевых установок участников диалога называется она по-разному.
При этом выработка концептуального знания отвечающим может
происходить, исходя или из логических рассуждений спрашивающего и его
аксиом, или из своей логики рассуждения и своих аксиом, т.е. независимым
методом. Если независимым методом окажется, что оба пришли к одному и
тому же результату, то можно уже с большой уверенностью сказать, что вы-
работанное сначала спрашивающим, а потом отвечающим, концептуальное
знание правильно.
В соотношении вопроса и ответа спрашивающего и вопроса и ответа
отвечающего наблюдается очень интересная зависимость. Когда спраши-
вающий вырабатывает концепцию, она уже есть процесс ответа на его соб-
ственный вопрос. Будучи истинной для субъекта, она остается возможно ис-
тинной для объекта и принимает форму вопроса. Ответ отвечающего есть
ответ на свой собственный вопрос ("Верна ли предлагаемая концепция?").
Вопрос к отвечающему становится собственным вопросом объекта. Для
субъекта он опять же выступает в форме вопроса. Иначе говоря, отвечаю-
щий, для того чтобы ответить на вопрос, должен выработать концептуальное
знание. Но как только оно выработано и принимает для него самого утвер-
дительное значение, для субъекта оно все равно становится вопросом. В
этом случае ответом на него со стороны субъекта будет его новое концепту-
альное знание. Если они сходятся, то ответ правильный и концепция для
них обоих становится объективно значимой.
                                                                                                                                                                                 
только один вопрос: "Как Вы считаете, нынешнее правительство коррумпировано?".   92%
опрошенных ответили положительно. 
Результаты данного опроса, строго говоря, не позволяют утверждать о коррумпиро-
ванности правительства., (правда  дыма без огня не бывает),  но можно сделать вполне одно-
значный вывод: население страны относится к правительству весьма негативно (по крайней
мере в этой части), что безусловно сказывается на уровне социальной напряженности в об-
ществе и т.д. Это к вопросу об интерпретации исследователем  результатов массовых опросов. 
Hosted by uCoz