Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
34
этому, надеясь на понятливость респондентов, социолог усложнил форму
вопроса, сделав некоторый симбиоз вопросов первого и второго типа. В
принципе это допустимо, если только за этим не упустить сущность, пра-
вильное понимание содержания того и другого типа вопроса. В противном
случае можно получить неверные ответы, т.е. получить ответы, которые от-
ражают другую объективную реальность, не ту, которую предполагал изу-
чить социолог. Но об этом, т.е. об особенностях и правилах построения во-
просов, более подробно будем говорить в следующих параграфах.
Надеясь на еще большую понятливость респондентов, социолог в це-
лях экономии места еще больше усложнил вопрос, превратив его в иерархи-
ческую серию вопросов второго типа. Я имею в виду табличный, или ком-
бинированный, вопрос. И в самом деле, закрытый вопрос с предлагаемыми
альтернативами можно легко перевести в табличный вопрос, например:
СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ УЙТИ ИЗ ФИРМЫ?
Является основ-
ной причиной
Является не ос-
новной причиной
Не является при-
чиной увольнения
Из-за низкой
зарплаты
1
2
3
Из-за плохих
условий труда
1
2
3
Из-за плохих
отношений с
начальством
1
2
3
Из-за плохих бы-
товых условиях 
1
2
3
Если вместо альтернатив в закрытом вопросе "да" и "нет" поставить
другие альтернативы типа "это является основной причиной", "это является
не основной причиной", "это не является причиной увольнения", что любят
делать социологи, то и получится тот самый табличный вопрос.
Данный табличный вопрос второго типа содержит серию частных,
дополнительных вопросов так же второго типа, каждый из которых должен
быть переведен респондентом в серию дихотомических вопросов. Иными
словами, респонденту предлагается сложнейшая задача в три этапа найти
правильный ответ. Это значит надо построить 12 дихотомических вопросов
типа "является ли основной причиной Вашего ухода низкая зарплата" ("да",
"нет"), "является ли низкая зарплата не основной причиной ухода" ("да",
"нет"), "низкая зарплата не является причиной ухода" ("да", "нет"). Вот почему
табличные вопросы плохо работают, о чем подробнее будет сказано дальше.
У исследователя имеется еще одна возможность усложнить работу
респондента, предложив вопрос второго типа без альтернатив, предоставив
ему возможность определять контекст и содержание вопроса. Я имею в виду
открытый вопрос.
Hosted by uCoz