Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
36
мне кажется, находится глубже. Дело в том, что эти формы вопроса при од-
ном и том же содержании описывают фактически различные объекты
исследования.
Так, дихотомический вопрос описывает только ту социальную сово-
купность опрошенных, причиной ухода из фирмы которых является или низ-
кая зарплата, или плохие условия труда, или плохие отношения с начальни-
ком, или же плохое социально-бытовое обслуживание. Только одна из при-
чин в каждом вопросе соответственно описывает только одну совокупность
людей. Подсчет голосов на каждую альтернативу ("да", "нет") производится
от общего количества ответивших на данный вопрос.
В закрытом вопросе набор альтернатив описывает уже большую сово-
купность людей, всех тех, у кого причиной увольнения может быть и низкая
зарплата, и плохие условия труда, и плохие отношения с начальником, и
плохое социально-бытовое обслуживание. В этой совокупности каждая
группа, имеющая только одну причину увольнения, может занимать уже
меньшее место. Кроме того, респонденты, читая альтернативы закрытого
вопроса, осознанно или неосознанно, но ранжируют их между собой по зна-
чимости, что так же снижает количество ответов на часть альтернатив. Со-
ответственно процентное соотношение устанавливается по каждой альтер-
нативе от общего количества ответивших. Отсюда и меньшее, по сравнению
с дихотомическим вопросом, процентное распределение между альтернати-
вами различных форм вопросов.
В табличном вопросе его генеральная социальная совокупность ока-
зывается больше и более дробной. В нее включаются все те, кто имеет одну
из указанных причин ухода из фирмы. Но наряду с этим производится деле-
ние каждой из этих подгрупп еще на три подгруппы: на тех, для которых
данная конкретная причина является очень значимой, не очень значимой и
совсем не значимой. В свою очередь каждая из этих подгрупп делится, буду-
чи уже дихотомическим вопросом, еще на две равные или не равные под-
группы, выбравшие альтернативу "да" или "нет". Таким образом, в табличном
вопросе образуются 4 х 3 х 3 х 2=24 подгруппы. Но поскольку процент отве-
тивших на каждую альтернативу табличного вопроса берется от количества
ответивших на один из подвопросов, как это обычно делается в закрытом
вопросе, то количество групп фактически зависит только от количества под-
вопросов и альтернатив.
Естественно, процентное распределение будет осуществляться по ка-
ждой из этих групп, что соответственно весьма существенно уменьшает про-
центное наполнение каждой из них. Соотношение не изменяется тогда, ко-
гда подсчет производится от общего количества ответивших на каждый из
подвопросов. Вот почему получается так, что в табличном вопросе, в нашем
примере, в среднем на каждую альтернативу, ответили немногим больше
одной пятой опрошенных, при возможности ответа на каждый подвопрос.
Но в табличном вопросе неизбежно происходит ранжирование подвопросов
между собой, что является довольно трудной задачей.
С одной стороны, респондент должен сам себя отнести к какой-либо
альтернативной группе, но, с другой стороны, ему предлагают серию вопро-
Hosted by uCoz