Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
37
сов, где он должен ранжировать по значимости предлагаемые альтернативы.
Иначе говоря, в одном случае он должен работать по дихотомическому во-
просу, в другом - по закрытому. В результате этого противоречия часть рес-
пондентов, как уже говорилось, отказываются ломать голову в поисках пра-
вильной процедуры ответа и не отвечают на табличный вопрос.
Ответ респондента - это сложный процесс самоопределения. При
выборе ответа он всегда соотносит себя с некоторым контекстом своего бы-
тия. Искажения концептуального бытия в результате неправильно построен-
ного вопроса приводит или к отказу от ответа, или к неверной информации.
В открытом вопросе, где область поиска истинного ответа определя-
ется респондентом самостоятельно, генеральная социальная совокупность
данного вопроса имеет совсем другую структуру, чем та, которая была пред-
ложена исследователем в закрытом вопросе аналогичного содержания. Ана-
лиз ответов на открытые вопросы показывает, что эта структура бывает бо-
лее дробной, границы групп, как правило, строго не определены, кроме того,
они оказываются очень различными по объему и понятийному определе-
нию. Правда, бывает, что в ответах на открытый вопрос превалирует мнение
по какому-то одному признаку. Но чаще всего открытый вопрос дает не мне-
ние большинства, а большинство мнений. Изменение структуры ответов
приводит и к отличному процентному распределению на ряд признаков,
описываемых в закрытом вопросе. Как правило, это процент намного мень-
ше.
Однако можно ли ставить под сомнение правомерность применения
той или иной формы вопроса? Конечно нет. Любая вариация второго типа
вопроса имеет право на существование. Но тогда какие же данные будут ис-
тинными, если даже не вооруженным взглядом видно, насколько они отли-
чаются между собой? Ответ может быть только один: все истинны. Необхо-
димо только знать, как уже говорилось, какую объективную реальность отра-
жает, описывает тот или иной вопрос, его различные формы, и как эти во-
просы работают в различных ситуациях.
Вопросно-ответные отношения, принятые и устоявшиеся в социоло-
гии, диктуют свои особенности использования той или иной формы вопро-
са, не упуская при этом ни сущности вопроса как концептуально-
гипотетического знания, ни его содержания.
Далее мы несколько подробнее расскажем о каждой из форм вопроса,
о некоторых особенностях их использования, о трудностях и правилах их по-
строения. Речь пойдет о дихотомическом, закрытом, табличном и открытом
вопросах.
Дихотомический вопрос
Как уже говорилось, дихотомический вопрос есть непосредственное
выражение концептуально-гипотетического знания, выработанного иссле-
дователем. Альтернативы "да" или "нет" предлагают респонденту согласить-
ся (в первую очередь, поэтому положительная альтернатива и ставится все-
гда на первое место) или не согласиться с предложенной концепцией. Но
респондент не всегда воспринимает дихотомический вопрос именно таким
Hosted by uCoz