Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
38
образом. Предлагаемая концепция в понимании респондента может иметь
свой аспект, которого нет в вопросе. Так, в вопросе "хотели бы Вы купить
автомобиль?" с альтернативами "да" или "нет" социолог предлагает респон-
денту подтвердить свое концептуальное знание, что респондент хотел бы
купить автомобиль. Но не всякий человек однозначно может ответить на
этот вопрос, поскольку концепция, заложенная в данном дихотомическом
вопросе оказывается слишком общей, неконкретной или же находится за
пределами знаний, за рамками компетенции респондента. "Что это такое,
хотел бы купить автомобиль?, - рассуждает респондент. - Наверно хотел бы,
если бы были деньги, если бы можно было бы купить то что хочется, если
бы было недорогое обслуживание, если бы захотела жена" и пр. И таких "ес-
ли" может быть много. Социолог поставил респондента слишком в сложную
ситуацию в силу неопределенности понятия, заложенного в вопросе.
Чтобы получить четкий ответ в дихотомическом вопросе, социолог
должен четко определить границы действенности предполагаемой концеп-
ции. Если бы меня сейчас спросили, хотел бы я купить хорошие итальянские
ботинки, да еще не очень дорого, то я бы сразу ответил "да". Предложенное в
вопросе понятие находится в рамках моей компетенции. Но когда спраши-
вают граждан России в начале перестройки, согласились бы они с введени-
ем многопартийной системы в стране, пожалуй им, никогда не жившим в
многопартийной политической системе, ответить было бы очень трудно.
Конечно мы можем попросить все-таки ответить, но это будет по существу
пустой ответ, поскольку он не отражает концептуальные установки отве-
чающих.
Однако дихотомический вопрос интересен тем, что позволяет, хотя
бы грубо, но достаточно четко, выявить крайние позиции респондентов по
отношению к изучаемому явлению, т.е. выяснить, насколько категорично
принимаются или отвергаются респондентами предлагаемые позиции, ха-
рактеристики, оценки. Заставляя респондента отказаться от полутонов и вы-
брать максимум или минимум, даже если он сам занимает промежуточную
позицию, мы принуждаем его признать правомерность той или иной край-
ней позиции. Респондент, находящийся по шкале на позиции "и не то, чтобы
да, и не то, чтобы нет", выбирая все же крайнюю точку, соглашается с иссле-
дователем, что изучаемое явление заслуживает крайней позиции.
Предлагая респондентам дихотомический вопрос и распределяя их по
крайним позициям, мы тем самым усиливаем зависимости данного вопроса
от ряда параметров при анализе. Так на вопрос "скажите, пожалуйста, Вы
приходите на работу в хорошем расположении духа, в хорошем настроении?"
(да, нет) возможен и третий вариант ответа: "не всегда". Давая две крайние
позиции, мы тем самым проводим разграничение между двумя группами ра-
ботающих, т.е. между группой работающих, которые приходят на работу в
хорошем расположении духа, в хорошем настроении, и группой работающих,
которые приходят на работу в плохом расположении духа. Это позволяет бо-
лее резко обозначить зависимость этих групп от других параметров, напри-
мер от профессии, возраста, должности, пола и т.д.
Hosted by uCoz