Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
39
Правда, необходимо отметить, что в этих случаях мы всегда теряем
часть респондентов, иногда довольно большую, не ответивших на такой ди-
хотомический вопрос, т.е. оставшихся на промежуточных позициях.
Трудность использования дихотомического вопроса заключается в
том, что при ответе на него есть опасность снятия информации не об оценке
респондентом того или иного явления, процесса, отношения, а о психологи-
ческой установке респондента на категоричность ответа, его склонность к
положительным или отрицательным ответам. Как известно, имеется до-
вольно большое количество людей, которые избегают категоричных ответов
или, наоборот, которые склонны к ним. Есть люди, которым больше свойст-
венно отрицание или которые придерживаются в основном положительных
оценок (таких большинство).
Дихотомический вопрос имеет две формы: с разделенным и неразде-
ленным объемом понятия. Если альтернативы "да" или "нет" подтверждают
или не подтверждают разработанную в вопросе концепцию, то это значит,
что имеет место неразделенное понятие. Например, "Имеете ли Вы автомо-
биль?" подразумевает, что респондент или имеет автомобиль, или нет.
Третьего не дано, середины нет, есть одно из двух. Это не крайние позиции,
это одно неразделенное понятие, которое подтверждается или не подтвер-
ждается респондентом.
Сложнее обстоит дело с понятиями, которые оказываются разделен-
ными. Например, ответ на вопрос "Нравится ли вам ваш начальник?" может
предполагать множество градаций того, как начальник нравится респонден-
ту. Но можно ограничиться только двумя позициями: да, нравится и нет, не
нравится и просить респондента подтвердить или не подтвердить концеп-
цию исследователя, что начальник может нравиться. Но поскольку это поня-
тие может быть разделенным на множество подпонятий или на хотя бы их
ограниченное количество, то у респондента может возникнуть сомнение в
правомочности дихотомического деления. Ведь он воспринимает вопрос
только как просьбу, требование дать оценку своему начальнику, а не под-
твердить концепцию исследователя, что он нравится. Здесь возникает целая
серия трудностей и содержательного, и психологического порядка. Правиль-
нее будет построить данный вопрос как закрытый, как вопрос второго типа,
что нередко и делается в неявной форме. Вопрос строят как дихотомический,
но с введением какой-либо третьей альтернативы, например "не очень нра-
вится". Получается вопрос второго типа. Продиктовано это бывает нередко
именно трудностями восприятия респондентом вопросов с разделенными
понятиями и предоставление респонденту возможности выразить и третью
точку зрения.
Но, как уже говорилось, это не дихотомический вопрос. В этом случае
возникает противоречие между содержаниями вопроса и альтернатив. По-
следние, как правило, строятся не на одном, а на двух и даже трех основани-
ях, о чем еще будет говориться.
СКАЖИТЕ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ КУПИТЬ  АВТОМОБИЛЬ?
Да, хотел бы..............................................  (   )
Hosted by uCoz