Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
40
Возможно...................................................  (   )
Не думал об этом.......................................  (   )
Нет, не хотел бы.........................................  (   )
Вопрос, построенный как дихотомический, в своих альтернативах
представлен как вопрос второго типа. Социологи нередко прибегают к этому
приему для того, чтобы разрешить трудности использования дихотомическо-
го вопроса с неразделенными понятиями. В принципе социолог может
предлагать любую форму вопроса, если он уверен, что она наилучшим обра-
зом решает его задачи. Но необходимо, чтобы вопрос был концептуально
определен и для социолога, и для респондента. Исходя из этого можно поре-
комендовать, чтобы дихотомический вопрос с разделенными понятиями был
переведен в вопрос второго типа, в закрытый вопрос с необходимым набо-
ром альтернатив. Социолог и в этом случае решает поставленные задачи, но
респондентами он легче воспринимается.
Почему мы "закрываем" вопрос?
В обыденной речи, как уже говорилось, в живом разговорном языке
мы не формулируем серию возможных ответов. Вопросы задаются в откры-
той форме, но ответы, хотя и не выражены в явной форме, всегда подразуме-
ваются. Если мы спрашиваем собеседника: "Ты пойдешь сегодня в кино?", то
подразумеваем возможные ответы: "да", "нет", "не знаю, возможно". Если
спрашиваем: "Что Вам нравится?", то предполагаем, что предметы, о которых
идет речь, он видел и знает.
Знание возможных вариантов и характера ответа определяется всем
контекстом разговора собеседников или - в более широком плане - контек-
стом характера их общения.
В искусственном языке, в частности в социологической анкете, мы
обязаны задавать серию вопросов, чтобы определить предмет и содержание
вопроса.
И опять мы сталкиваемся с тем довольно сложным явлением в социо-
логии, да и не только в социологии, когда большинство вопросов может
иметь различную содержательную интерпретацию в зависимости от условий
их подачи. Так, на вопрос "как Вы проводите свое свободное время?" можно
ответить по-разному. Слово "как" подразумевает различные содержания и
формы проведения свободного времени (ходил в кино, играл в карты, читал
и т.д.) или различные уровни его качества: "провожу его очень хорошо, сред-
не, плохо и т.д.", т.е. слово "как" может иметь совершенно различный аспект
ответа. Поскольку каждый вопрос анкеты представлен как самостоятельный,
вне связи с другими вопросами (для респондента, конечно), постольку инте-
ресующий социолога аспект необходимо определить, что и делается через
предлагаемый набор ответов или, как говорится среди социологов, путем
закрытия вопроса. Например задается вопрос, как респондент предпочитает
путешествовать. Один вариант ответов может предполагать выяснение
предпочитаемого вида транспорта (поезд, пароход, пешком и т.д.), второй
вариант может раскрывать с кем предпочитает опрашиваемый путешество-
Hosted by uCoz