Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
46
вопрос при поисковом исследовании. Нередко случается так, что социолог
знает только приблизительные варианты ответа на вопрос, или варианты
ответов известны, но не всегда можно заранее определить, какие из них яв-
ляются важнейшими для исследования. Обычно так бывает, если социолог
хочет выяснить структуру мотивов, оценок явления, общие представления
опрашиваемых на уровне первого знакомства с объектом, или предметом,
исследования.
И в самом деле, возьмите какую-нибудь малоизученную тему и попы-
тайтесь построить закрытый вопрос. Например сформулировать альтернати-
вы в вопросе, почему люди покупают автомашину. Можно, конечно, как уже
говорилось, основываясь на некотором общем представлении или посовето-
вавшись с кем-нибудь, написать ряд вариантов ответов: удобное средство
передвижения, сокращение времени на поездки, престижность, занятие в
свободное время. Но являются ли эти альтернативы исчерпывающими, пол-
ностью ли они описывают структуру мотивов покупки автомашины? Навер-
ное имеются и другие мотивы, о которых мы при первом подходе к исследо-
ванию не имеем даже представления. 
Для того, чтобы выяснить хотя бы на поведенческом уровне основ-
ные мотивы, следует представить респондентам свободу выражения и по-
просить их написать, почему они купили автомобиль, т.е. задать открытый
вопрос. Совокупность ответов на открытый вопрос и их типология позволят
выявить структуру мотивов.
Давать же закрытый вопрос уже в поисковом исследовании означает
замкнуть и себя, и респондента в узком кругу своего собственного, нередко
поверхностного представления о предмете исследования. Чтобы избежать
этого, социолог формирует открытый вопрос и расширяет тем самым позна-
вательные возможности исследования.
Как показывает анализ ответов на открытые вопросы, совокупность
ответов респондентов и их частотное распределение могут иногда открыть
неожиданную перспективу для изучения объекта. "Описание реальности,
созданной респондентом для социолога, может оказаться более многообраз-
ной или просто другой по сравнению с априорной схемой, предложенной
социологом для опрашиваемых"¹. После анализа ответов на открытый во-
прос и их типологии можно формулировать альтернативы закрытого вопро-
са, не опасаясь, что будут упущены самые важные.
Открытые вопросы имеют ряд преимуществ по сравнению с закры-
тыми. Они позволяют респондентам полностью, без каких-либо ограниче-
ний со стороны социолога выразить свое мнение, высказать самое насущное,
поднять иногда такие проблемы, которые, может быть, и не пришли бы в
голову социологу. Анализ высказываний респондентов позволяет во многих
случаях определить проблемы, противоречия, нерешенные вопросы, вы-
явить область действия изучаемых явлений, представить их в неожиданном
ракурсе.
                                                                
1
Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов.
//Социологические исследования. 1984. ¹ 2. - С. 136.
Hosted by uCoz