Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
51
знавательными возможностями. Каждый вариант вопроса дает социологу
информацию о разном уровне отражения зрительских предпочтений и пове-
дения.
Открытый вопрос "срабатывает" на уровне актуализированного соз-
нания, связанного с теми запасами информации в долговременной памяти
респондента, которые чаще других "подкрепляются" систематическим повто-
рением какого-либо вида деятельности (в данном случае просмотром опре-
деленной совокупности передач). С помощью вопроса фиксируются углуб-
ленный и постоянный интерес к передаче, на основе которого формируется
лучшее запоминание и воспроизведение ее названия"¹.
Отвечая на вопрос в закрытой форме респондент вынужден работать
в той системе логического рассуждения, которую ему предлагает исследова-
тель и которая может совпадать или не совпадать с системой логического
рассуждения самого респондента. Если меняется система логического рассу-
ждения, то, естественно, меняется и значимость того или иного явления, не-
редко весьма существенно. В открытом вопросе социолог получает инфор-
мацию о значимости того или иного явления в рамках логического рассуж-
дения самого респондента, который сам "рисует ситуацию". При закрытой
форме вопроса, как бы полно он не отражал структуру предпочтений рес-
пондентов (а полного отражения добиться практически невозможно по при-
чине самой природы закрытого вопроса), социолог получает информацию о
реакции респондента на наше предположение, т.е. согласен респондент или
нет с рассуждениями исследователя. Согласитесь, что это может быть весьма
различная информация. Как и в жизни, мы можем понять другого человека и
согласиться или не согласиться с ним только в том случае, если встанем на
его точку зрения, примем его логику рассуждения. Но если мы будем настой-
чиво придерживаться только своей точки зрения и с ее позиций оценивать
все обсуждаемые вопросы, то мы никогда не поймем другого человека. В
лучшем случае мы можем договориться о том, что у нас различные точки
зрения на данный предмет.
Имеются и другие причины, по которым информация, ответы рес-
пондентов могут изменяться в зависимости от формы вопроса.
1. Нарушение репрезентативности. Выборочная совокупность всегда
несколько отличается от генеральной совокупности. Еще больше отличия на-
блюдаются уже после опроса из-за отказа части респондентов отвечать на
отдельные вопросы. В зависимости от характера и формы вопроса соотно-
шение групп респондентов по признакам варьируется. Так, комбинирован-
ные (табличные), мотивационные и другие вопросы имеют, как правило,
больше отказов от ответов, чем фактологические. Еще больше отказов имеют
открытые вопросы. Если учесть, что на открытый вопрос отвечают, как уже
говорилось, от 40 до 70%, то можно представить, какая разница будет в вы-
                                                                
1
Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов.
//Социологические исследования. 1984. ¹ 2. - С. 132. Это, пожалуй, одна из первых работ, в
которой предпринята попытка углубленного анализа проблем открытого и закрытого вопро-
сов и представления их как имеющих различную природу для получения информации в со-
циологическом исследовании.
Hosted by uCoz