Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
57
Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности
для восприятия и сложности для ответа. Правда, некоторые из них могут
требовать и хорошей памяти, и значительных умственных усилий, когда ис-
следователь, например, спрашивает о далеком прошлом или просит произ-
вести суммирование некоторых действий или их усреднение: "Сколько чашек
кофе Вы выпиваете в день?", "Как в среднем Вы учитесь?", "Как обычно Вы
проводите свое свободное время?" и т.д. Среднее в данном случае - не оцен-
ка деятельности, а некоторое среднее действие.
В связи с этим следует отметить некоторые особенности фактологиче-
ских вопросов, касающихся далекого прошлого и будущего действия.
Фактологические вопросы, как уже отмечалось, фиксируют свершив-
шееся, независимые от оценки респондента факты. Но тут есть опасность,
если это касается далекого прошлого, что факт (наличия, действия) может
восприниматься через качественную оценку ситуации. Например, мы спра-
шиваем, сколько квадратных метров жилплощади имел респондент 15 лет
назад. Большинство из опрошенных помнит это в лучшем случае приблизи-
тельно. Метраж жилища в данных случаях нередко фиксируется через каче-
ственные определения: большая или маленькая комната, т.е. такая, какой она
осталась в восприятии респондента. Соответственно меняется и представ-
ление о метраже комнаты. Исследуя однажды жилищные условия респон-
дентов, которые они имели 15 лет назад, мы неожиданно выяснили, что в
зависимости от увеличения или сохранения численности проживающих в
квартире ее общий метраж в восприятии жильцов уменьшается или увели-
чивается. Это можно объяснить тем, что перенаселенная квартира воспри-
нимается как маленькая, а малонаселенная - как большая.
И хотя в приведенном примере ответ респондентов выражался в не-
которых количественных единицах, на самом деле здесь снималась инфор-
мация об оценке респондентами своих жилищных условий. Как видим, при
этом произошла подмена понятий, в результате чего полученная информа-
ция не отразила той реальности, которая исследовалась социологом.
Анализировать события прошлых лет труднее, потому что осознанно
или нет респондент рассматривает их в контексте сегодняшнего дня, совре-
менной ситуации и соответственно трансформирует свой поступок, свою
оценку, искренне веря, что так оно и было на самом деле. Не случайно про-
шлое часто кажется лучше настоящего.
Другую природу имеют фактологические вопросы, касающиеся буду-
щего действия. Когда социолог спрашивает, как бы поступил респондент,
если бы он встретился на улице с хулиганом, то он фактически снимает ин-
формацию не о факте поведения, а установку на действие. Если респондент
отвечает, что обязательно дал бы отпор (на самом деле частенько бывает на-
оборот), то ответ его отражает не реальное поведение, а только его мнение
по этому действию, что далеко не одно и то же.
Основным недостатком фактологических вопросов является то, что
они не изучают действие в развитии, они лишь фиксируют факт, давая мо-
ментный срез. Однако для понимания причин того или иного явления этой
информации часто оказывается недостаточно. Вот почему для изучения глу-
Hosted by uCoz