Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
59
мнение. Не случайно большинство вопросов анкет начинаются со слов: "Как,
по Вашему мнению...?", "Как Вы считаете...?", "Какие возможности, по Ва-
шему мнению, имеются...?" и т.д. В практике использования мотивационных
вопросов необходимо указать критерии оценки или уметь договориться о
понятиях. Не определив, что респондент и исследователь имеют в виду, как
понимают то или иное явление, социолог рискует неадекватно оценить от-
веты респондента.
Изучая уровень культурного развития каких-либо групп, можно в
принципе ограничиться прямым вопросом: "Как Вы оцениваете свой уро-
вень культурного развития?", предложив респондентам какую-либо шкалу.
Что дает исследователю получаемая информация, посредством такого пря-
мого вопроса, путем самооценивания? Только то, что респонденты сами себя
оценили таким-то образом. Но насколько данная информация, соответствует
некоторым общим критериям уровня культурного развития для данной груп-
пы? Единственно, что можно сказать, что данные по уровню культурного
развития, полученные путем самооценки, являются отражением некоторых
собственных критериев опрашиваемых.
Подобна информация мало чего стоит, если не выбраны точки отсче-
та, критерии оценки. Такие критерии устанавливаются и определяются уже
другими вопросами. Исследователь задает этот критерий, формулируя серию
вопросов, например, о наличии предметов культурного потребления в семье,
о посещении культурных заведений и пр. Ранжируя по некоторой значимо-
сти ответы респондентов, социолог определяет уровень культурного разви-
тия изучаемых групп людей. Исследователь может соотнести свой критерий,
уровень культурного развития с уровнем развития как его определили сами
респонденты и тем самым выявить отклонения, насколько он завышен или
занижен, насколько объективна их самооценка и т.д., что позволит опреде-
лить структуру и направление культурного потребления различных групп
опрашиваемых.
Чтобы исследователь и респондент говорили на одном языке, пони-
мали друг друга, в анкете необходимо формулировать контрольные вопросы.
Скажем, после вопроса "Скажите, пожалуйста, большая ли у Вас дома биб-
лиотека?" (ответ: "Большая") задается следующий вопрос: "А Вы не назовете
примерное количество книг в Вашей библиотеке?" (ответ: "Примерно 100
книг"). Контрольным вопросом мы определяем, что понимает респондент
под "большой библиотекой". Анализируя его представление "большая биб-
лиотека" и соотнося его с общепринятым пониманием или с пониманием
исследователя, можно определить некоторые качества респондента, напри-
мер, не желает ли он представить себя в более выгодном свете.
Таким образом, для того чтобы определить правильность понимания
респондентом того или иного явления необходимо его соотнести с другим
пониманием. Этим другим пониманием может быть точка зрения самого ис-
следователя. Соотнося ответы респондентов со своим представлением, со-
циолог может сделать заключение насколько респондент правильно понима-
ет изучаемое явление. Но строго говоря ни исследователь, ни респондент не
могут претендовать на то, что их понимание истинно, т.е. насколько пони-
Hosted by uCoz