Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
62
выбирает те, которые в большей степени его характеризуют, например, в ка-
честве активного участника общественной жизни. 
И тому прочее.
Каждый из этих подходов требует специфического построения набора
альтернатив. Так, в случае фиксирования какого-то явления, процесса, выяв-
ления интенсивности его протекания и т.д. нельзя брать частные, незначи-
тельные, случайные формы его проявления, поскольку при этом есть опас-
ность зафиксировать неустойчивое состояние явления или процесса. Необ-
ходимо быть уверенным, что, используя те или иные показатели в качестве
вариантов ответа, альтернатив вопроса, мы фиксируем сущностные характе-
ристики.
Например, в вопросе о политической деятельности при случайном
наборе альтернатив мы можем не получить истинную картину уровня обще-
ственной активности респондента. Поэтому необходимо выбирать только те
альтернативы, которые могли бы достаточно надежно характеризовать изу-
чаемое явление, показать устойчивость его признаков, т.е. выбрать наиболее
существенные, характерные для решаемой задачи показатели.
Разработка вопросов с неполным делением требует четкого определе-
ния понятийного содержания формулируемого вопроса, полного и четкого
определения того, какую информацию хочет получить социолог. Наверное
поэтому этот тип вопроса используется, судя по вышедшим социологиче-
ским анкетам, неохотно. Действительно, этот вопрос всегда оставляет ка-
кую-то неудовлетворенность. Хочется спросить о многом, но объем вопроса
и методические требования к ограничению количества альтернатив не по-
зволяют этого сделать. В результате остается впечатление, что за бортом ос-
тается большое количество невостребованной и такой необходимой (осо-
бенно, когда получить ее нельзя) информации. Правда, такая неудовлетво-
ренность является следствием нечеткого представления о том, какая инфор-
мация необходима социологу для решения исследовательской задачи.
В социологических анкетах чаще всего применяется вопрос с полным
делением, т.е. вопрос, альтернативы которого как подпонятия полностью
или большей частью исчерпывают понятийное содержание вопроса. 
Например:
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВЫ ИМЕЕТЕ В
СВОЕЙ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКЕ? 
Художественную.............................................    (    )
Политическую..................................................     (    )
Научную, специальную....................................     (    )
Учебную............................................................     (    )
Предлагаемый набор ответов по большей части исчерпывает (для до-
машней библиотеки) понятийное содержание вопроса. И в самом деле, ли-
тература может быть (в данном контексте) либо художественная, либо поли-
тическая, либо научная, специальная, либо учебная. (Возможны, конечно,
другие варианты полного деления: например, "отечественная", "зарубежная",
- но это уже другое понятийное содержание вопроса).
Hosted by uCoz