Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
7
Введение
Умеют ли социологи задавать вопросы? Еще совсем недавно у них та-
кой проблемы не было. К вопросам в социологической анкете подходили
примерно так же, как и к вопросам в естественном языке. Если мы умеем за-
давать вопросы в разговорной речи и в большинстве случаев получаем необ-
ходимую информацию, то почему бы так же не сделать и в анкете? Именно
так и поступали и... получали неверные данные, т.е. в ряде случаев не реша-
ли поставленных в исследовании задач.
Многолетняя практика социологических исследований показала, что
вопросы разговорного языка и социологической анкеты далеко не одно и то
же. Каждый из них имеет свою природу, свои особенности и более того
снимает фактически различную информацию. Принципиальное отличие ме-
жду ними заключается в том, что в разговорном языке вопрос обращен толь-
ко к индивиду, к одному человеку, в социологической анкете беседа идет, так
сказать, с массовым собеседником. Отсюда вытекает ряд особенностей по-
строения как того, так и другого вопроса. Вот некоторые из них.
Если в разговорной речи мы можем варьировать форму вопроса в за-
висимости от каких-либо привходящих обстоятельств, например, от личных
качеств собеседника, от условий разговора и пр., то в социологической анке-
те мы этого лишены. Мы не можем учесть все личностные особенности рес-
пондентов (опраши-ваемых) и условия, возникающие во время опроса, соот-
ветственно не имеем возможности менять и форму вопроса. Соответственно
это ставит довольно сложную задачу унификации социологического вопро-
са. Он должен быть построен таким образом, чтобы быть понятным всем без
исключения опрашиваемым независимо от возраста, пола, образования,
профессии, места жительства и т.д. Должен быть понятным всеми респон-
дентами независимо от их личностных характеристик и особенностей про-
ведения опроса.
Такая унификация - довольно сложное дело. В ряде случаев она дос-
тигается значительным упрощением вопроса, предельно точным его поня-
тийным содержанием или же довольно большой общностью изучаемого яв-
ления. Каждый раз выбор того или иного подхода к унификации вопроса
диктуется целями и задачами исследования.
Другая особенность построения вопросов заключается в том, что
личностный вопрос всегда богаче, глубже по содержанию, но он снимает
только частную информацию, и в этом его относительный недостаток. Со-
циологический вопрос всегда безличен, функционален (хотя по форме он
всегда носит личностный характер, что нередко приводит начинающих со-
циологов к иллюзии их идентичности), но он снимает такую информацию,
которая позволяет определить некоторую общую тенденцию развития изу-
чаемого процесса, явления, и в этом его достоинство.
Hosted by uCoz