Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
71
Что еще, напишите _______________________
В данном вопросе, если не указать, что респонденту необходимо вы-
брать только один ответ, он может выбрать две или три альтернативы. И в
самом деле работника может привлекать на фирме и высокий заработок, и
различные льготы, и престижность профессии. Так часто и бывает на самом
деле. Но здесь социолога интересует приоритетность той или иной альтер-
нативы при ограниченном выборе. Согласитесь, что при другом варианте,
когда можно выбрать два, три или неограниченное количество ответов, рас-
пределение ответов по альтернативам может быть совсем другим или по
крайней мере более или менее отличаться от первого. Так и получилось при
контрольных замерах в одном из экспериментов. Респондентам было пред-
ложено в различных анкетах три одинаковых по содержанию вопроса, но в
первом их попросили выбрать только один ответ, во втором - не более двух,
а в третьем - любое количество. (Объект исследования был один и тот же,
исследования проводились параллельно).
"СКАЖИТЕ,  ЧТО ВАС ПРИВЛЕКАЕТ В ДАННОЙ ФИРМЕ?"
                                       ( в процентах)
Возможен
только один
ответ 
Можно вы-
брать не бо-
лее двух 
Можно вы-
брать любое
количество 
Хороший
заработок
38
31
39
Можно получить     раз-
личные льготы
19
28
36
Интересно
работать
31
42
48
Престижно, почетно
12
27
29
В первом варианте, когда можно было выбрать только одну альтерна-
тиву, наибольшую значимость получила первая альтернатива, во втором ва-
рианте - третья и в третьем - третья.
Оказывается, значимость той или иной альтернативы в некоторой
степени определяется самим процессом выбора. В первом варианте при ог-
раничении свободы выбора, респондент определяет значимость одной аль-
тернативы среди всех предложенных (в данном примере среди четырех). Во
втором варианте значимость выбираемых альтернатив определяется не
только среди всех предлагаемых, но и между собой, когда есть возможность
выбора двух или трех альтернатив. В приведенном примере во втором вари-
анте, когда респонденту предложили выбрать две наиболее значимые для
него альтернативы, третья альтернатива получила предпочтение не только
среди других, но и по сравнению с первой, которая идет второй по значимо-
сти, т.е. заняла второе место по числу набранных голосов. Это естественно,
Hosted by uCoz