Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
74
2. Вторая ошибка, которая допускается при разработке данного типа
вопроса, состоит в слишком большом наборе альтернатив. Вполне естест-
венно стремление социолога снять в вопросе как можно больше информа-
ции, но он не учитывает двух моментов, а именно - выпадение части аль-
тернатив из поля зрения респондента (как уже отмечалось, при большом на-
боре альтернатив респонденты фиксируют, как правило, первую и послед-
нюю альтернативы) и снижение уровня значимости альтернатив при их
большом наборе в зависимости от наполняемости альтернатив (а не объек-
тивной их значимости).
При большом наборе альтернатив меняется весовое значение каждой
из них. Чем больше альтернатив, тем меньше весовое значение и, наоборот -
чем меньше альтернатив, тем больше весовое значение каждой из них. И не
только в процентном распределении вследствие небольшого наполнения
при большом выборе альтернатив, но и в восприятии их содержательного
знания. Читатель может убедиться в этом, приписав значимость каждой аль-
тернативе в двух наборах, состоящих из 4 и 6 альтернатив, исходя из общей
суммы ответов равной 100%.
В эксперименте (при опросе 670 человек) получились следующие
распределения:
Вопрос: "СКАЖИТЕ, НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМЫ ДЛЯ ВАС?":
                                     ( в процентах)
Зарплата                                 17
Зарплата                                10
Жилищные условия                 23
Жилищные условия                 7
Работа                                    20
Работа                                   12
Семья                                       40
Семья                                      20
ИТОГО                                   100 
Дети                                       15   
Здоровье                                 36
ИТОГО                                  100
Как видно из приведенной таблицы, при увеличении количества аль-
тернатив до шести изменяется процентное распределение. Интересно, что
подобное распределение осуществляется не только в случае одного выбора,
как в приведенном примере, когда разрешалось выбрать только одну из
предложенных альтернатив. Такое же распределение наблюдается и при ва-
рианте независимого выбора, когда значимость каждой альтернативы опре-
деляется респондентами, исходя из 100% по каждой из них, т.е. при возмож-
ности неограниченного выбора значимых альтернатив. Это происходит по-
тому, что и в этом случае респонденты невольно производят ранжировку
каждой альтернативы относительно всех предлагаемых.
Среди вопросов с неограниченным выбором альтернатив из предло-
женного набора можно выделить два варианта. Первый, когда респондентам
предлагают выбрать неограниченное количество значимых альтернатив, т.е.
проранжировать все предлагаемые альтернативы и выбрать из них одну или
несколько (по усмотрению респондента), которая или которые в наибольшей
степени отвечают, или соответствуют, мнению респондента, как, например,
Hosted by uCoz