Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
75
в наборе по мотивам текучести кадров. Особенностью этого варианта явля-
ется то, что независимо от количества альтернатив респонденты, как уже
отмечалось, выбирают ограниченное их количество. К каким отрицательным
последствиям это приводит, уже говорилось.
Второй вариант, когда респонденту предлагается выбрать любое ко-
личество альтернатив, но не с позиции их значимости, а по принципу нали-
чия, нахождения, пребывания и пр.
В одной из анкет респондентам был предложен вопрос "Находится ли
в Вашей личной собственности или же располагаете ли Вы следующими
предметами?" с 28 альтернативами. Речь шла о предметах культурно-
бытового назначения: холодильник, стиральная машина, пылесос, автомо-
биль, кухонный комбайн и т.д. Цель исследования состояла в том, чтобы оп-
ределить, какие предметы культурно-бытового назначения имеются в семьях
и какие им хотелось бы приобрести. Здесь респондент мог выбрать все аль-
тернативы, если у него имелись все перечисленные предметы. 
Такая задача может стоять перед исследователем, но решение ее здесь
не самое лучшее прежде всего потому, что при таких вопросах возникает так
называемая монотонность. Респондент быстро устает, ему становится неин-
тересно, снижается его внимание и в результате часть ответов можно недоб-
рать или может снизиться их чистота.
Вопросы, где можно выбрать несколько ответов, используются реже,
чем вопросы с одним или двумя возможными ответами. Они труднее для
восприятия, более сложны и требуют определенных усилий, если от респон-
дента требуется, скажем, усреднение каких-то данных или сравнение и опре-
деление наиболее важных альтернатив, особенно в мотивационных вопро-
сах. Эти вопросы требуют навыков анализа и обобщения. Респонденты не
особенно охотно отзываются на эти вопросы, выбирают мало альтернатив,
чаще отвечают на первые по порядку, нередко предпочитают не отвечать
совсем. По сравнению с вопросами, где возможен только один ответ, эти
вопросы имеют больше отказов от ответа. Видимо, респондент лучше чувст-
вует себя, если он поставлен в твердые рамки ограниченного выбора и не
хочет пользоваться предоставленной ему свободой выбора. Это примерно
так, как и в открытых вопросах, которые, как правило, набирают не больше
50% голосов. Свободой ведь тоже надо уметь пользоваться, она требует не-
малой активности и энергии.
Видимо, учитывая эти трудности и предполагая реакция респонден-
тов, социологи не особенно часто используют этот тип вопроса, во всяком
случае реже, чем следовало бы для успешного решения многих специфиче-
ских исследований.
Два отрицания в одном вопросе
Правильное понимание содержания вопроса зависит от формы его
построения, в частности от правильного использования частицы "не".
Обычно социологический вопрос формулируют в положительной тонально-
сти. Это идет от естественного языка и обусловлено концептуальной опре-
деленностью понятийного содержания вопроса, которое необходимо под-
Hosted by uCoz