Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
77
возможным обмануть кого-либо, т.е. и ответ "нет", и ответ "да" подтвержда-
ют отрицание, заложенное в вопросе.
Тоже самое и в вопросе типа "Нельзя не сказать, что лето этого года
было хорошим. А как Вы считаете?" или "Нельзя не сказать, что нынешняя
политическая обстановка в стране благоприятствует реформам. А как Вы
считаете?" Ответ "да" будет в принципе подтверждать формулировку, дан-
ную в вопросе, согласие с тем, что "нельзя не сказать..." Ответ "нет" будет оз-
начать несогласие с тем, что "нельзя не сказать..." Для респондента выбор
ответа может сопровождаться определенными трудностями. Ответ "да" и
"нет" может быть воспринят не однозначно в процессе выбора ответа и оп-
ределения своего отношения к содержанию вопроса.
Для определения содержания ответа и соответственно облегчения от-
вета респонденту социолог может давать не краткий, а развернутый ответ.
Например:
"Да, я считаю для себя это невозможным" и
"Нет, я не считают это для себя невозможным".
В сложных вопросах содержание отрицания, как правило, раскрыва-
ется возможным набором альтернатив.
"СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ДЛЯ СЕБЯ НЕВОЗМОЖНЫМ ОБМАНУТЬ 
КОГО-ЛИБО?"
Да, считаю это невозможным для себя........................…..   (   )
Иногда может быть, и можно обмануть......................... .  (   )
Можно обманывать всегда, если в этом есть
необходимость и польза для общей или личной выгоды…… (   )
В данном случае набор альтернатив четко определяет содержание во-
проса, хотя он имеет отрицание и построен довольно сложно.
Для чего необходимы такие вопросы и можно ли без них обойтись? В
принципе, конечно, можно обойтись, построив вопрос без отрицания. Но
человечество в практике разговорной речи не случайно выработало такую
форму общения как отрицание, которое не всегда является отрицанием. Это
в ряде случаев позволяет решать те или иные специфические задачи, кото-
рые нельзя или очень трудно решить путем образования какой-либо другой
формы вопроса. Я думаю, что и в социологическом языке не стоит избегать
вопросов с отрицанием. Например, как уже говорилось, вопросы с отрица-
нием дают повышенный процент отрицательных ответов. Но этот факт
можно использовать, если нам  необходимо проверить устойчивость пози-
ций респондента по тому или иному явлению. Так, мы знаем или вернее
можем предполагать, что на вопрос, может ли он кого-либо обмануть, не все
люди пожелают ответить искренне. Может сказаться влияние конвенциаль-
ных норм, например, что обманывать нехорошо, стыдно и т.д. Респондент в
этом случае предпочтет ответ, что он никого никогда не обманывал, и не
может обмануть. Во всяком случае на контрольный вопрос: "Вы когда-нибудь
кого-либо обманывали?" более половины опрошенных ответили "нет", хотя
ясно, что каждый из нас, хоть раз в жизни, хотя бы по мелочам, но обманы-
Hosted by uCoz