Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
81
отпуск через десять лет. Серьезно, вряд ли кто возьмется ответить на такой
вопрос. Будущее время несет в себе большую неопределенность. Если мы
спрашиваем: "Как Вы считаете, сможете ли решить все свои проблемы в бу-
дущем году?", то ответ может быть в лучшем случае, если респондент благо-
разумен, "не знаю" или "возможно". И в самом деле, как он может знать. 
Это конечно не значит, что в вопросах надо ограничиваться только
небольшим отрезком будущего времени. Человек всегда планирует свое бу-
дущее, но не предсказывает. Планировать он может и на всю жизнь, напри-
мер, прожить всю жизнь счастливо со своей молодой женой и тещей. Он
может планировать поступить в ВУЗ и слетать в космос. И социолог имеет
право спрашивать о планах на будущее (одна из любимых тем социологов,
занимающихся молодежными проблемами). Но и в этих вопросах (о планах
на будущее) так же может быть неопределенное будущее время - например,
собирается ли он вообще учиться; или же определенное будущее время - по-
ступление в ВУЗ в следующем учебном году.
Аристотель в "Поэтике" писал о трех принципах применительно к те-
атральному жанру: единство места, времени и действия. В равной степени
это относится ко всему социальному бытию и к вопросу в том числе. Только
указав в содержании вопроса место совершения события, время и характер
действий, можно определить содержание вопроса и единство его понима-
ния и социологом и респондентом.
Шкалы - это тоже вопросы, построенные
особым образом
О шкалах, особенно в статистической литературе, написано много, и
процедура пользования ими хорошо разработана. Мы дадим только самые
необходимые представления о шкалах и об их использовании в анкетах.
Шкалы - это специфические вопросы, построенные особым образом.
Исследование социальных процессов с необходимостью привело к
разработке довольно сложной процедуры количественного выражения неко-
торых качественных явлений. Это стало существенным шагом вперед в раз-
витии эмпирической процедуры в социологическом исследовании. Обычно
под шкалированием понимается определенный упорядоченный числовой
ряд. Предлагая респонденту шкалу, просят выбрать число (балл), цифру на
данной шкале, которая соответствовала бы его мнению относительно интен-
сивности протекания того или иного социального процесса, или определить
свое отношение к чему-либо в системе баллов. Например, если респондент
считает, что отношения в коллективе, где он трудится, очень хорошие, то он
указывает максимальный балл, если отношения очень плохие, то выбирает
минимальный. Или такие примеры:
"КАК ЧАСТО ВЫ ХОДИТЕ В ТЕАТР?"
Очень часто
Довольно
часто
Редко
Довольно
редко
Практически не 
хожу в театр
Hosted by uCoz