Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
84
без него....................................................................        03
Коды, проставленные справа, одновременно представляют собой и
ранги позиций вопроса альтернатив. С точки зрения эффективности подго-
товительного отделения для поступления в институт и получения хороших
знаний первая позиция более значима, чем вторая, а вторая более значима,
чем третья. Но числовое обозначение альтернатив не позволяет нам утвер-
ждать, что первая позиция по крайней мере на треть значительнее, чем вто-
рая, и на две трети, чем третья. Анализ ответов на этой шкале лучше прово-
дить в рамках общих соотношений ответов респондентов: на первую альтер-
нативу ответило столько-то, на вторую - столько-то и т.д.
Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный
ряд с определенными интервалами между пунктами. Она позволяет прово-
дить более строгие математические операции с получаемой информацией.
Однако основная трудность заключается в двух моментах.
1. Не всегда возможно те или иные социальные характеристики из-
мерить цифрами и тем более установить строгий интервал между ними. По-
этому чаще всего интервальную шкалу используют для снятия информации
по четко фиксируемым количественными методами социальным характери-
стикам, например, по возрасту, зарплате, образованию, стажу работу и пр. 
"Ваш возраст?"
До 20
лет
21-24
лет
25-30
лет
31-40
лет
41-50
лет
51-60
лет
Свыше 60
лет
1
2
3
4
5
6
7
Каждый элемент шкалы имеет свое наименование и соответствующее
числовое обозначение. Определен и интервал между элементами шкалы.
Каждый элемент шкалы упорядочен по отношению к любому другому эле-
менту.
2. Очень сложно обосновать величину интервала между позициями,
особенно если шкала излишне дробная. В самом деле отношения межу 1 и 2
не те же самые, что между 2 и 3, и т.д. С изменением числового ряда меня-
ются и соотношения между интервалами. Это с одной стороны. С другой -
разницу в соотношении ответов в близких интервалах не всегда можно ква-
лифицировать как содержательное различие.
Классификация шкал, используемая в психологии и социологии, мо-
жет быть более дробной, в частности можно пользоваться континуальной
классификацией, когда шкалы выведены согласно требованиям работы с
числами¹.
"В настоящее время. - пишут Г. Осипов и Э. Андреев, - социологиче-
ские шкалы различаются прежде всего по трем моментам: природе шкали-
руемого социального явления, уровню числового представления, способам
получения числового представления"².
                                                                
1
См.: Ядов В.А. Социологические исследования. - С. 91.
2
Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. - М., 1973. - С. 96.
Hosted by uCoz