Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
88
а те, кто выбрал ложную, попадают в группу не информированных, не
знающих и пр.
Другое дело, что исследователь не всегда сам может предложить ис-
тинную альтернативу, которая будет ответом на поставленный вопрос. В
данном случае социолог только предполагает, что предложенная альтерна-
тива истинна. Так, в вопросе о том, почему люди увольняются с предпри-
ятия, может быть предложено большое количество альтернатив, которые, с
точки зрения исследователя, могут быть истинными, и по которым ему не-
обходимо только определить распределение респондентов. Но социолог мо-
жет поставить и такую альтернативу, которая ни при каких условиях не будет
истинной. т.е. не будет отвечать содержанию вопроса. Правда, если ни один
респондент не выбрал ту или иную альтернативу, это еще не значит, что она
не истинная. Для данной группы респондентов она может быть  не истин-
ная.
К сожалению проблема истинности и ложности альтернатив (в том
смысле, как это было указано выше) не разработана в социологической лите-
ратуре, хотя она без сомнения заслуживает большего внимания социологов,
поскольку правильное использование данного типа альтернатив, их возмож-
ности могут способствовать успешному решению тех или иных специфиче-
ских задач социологического исследования.
Ситуативные и образные вопросы
     Прямой вопрос - не всегда
лучший путь к решению
исследовательской задачи
   Как уже говорилось, особенностью моти-
вационного вопроса является то, что со-
держащиеся в нем понятия не всегда могут
быть однозначно интерпретированы  иссле-
дователем и респондентом. И в самом деле, что это такое "сплоченная груп-
па". В одном случае "сплоченная"  означает группа, в которой все члены свя-
заны дружбой, в другом, где имеется дружное, крепкое ядро, в третьем случае
- члены группы хотя и не дружат, но не допускают никаких конфликтов. По-
нимание респондентами данного понятия может отличаться от той интер-
претации "сплоченности", которую предполагает социолог. У исследователя
никогда не может быть полной уверенности в том, что он и респондент го-
ворят на одном языке, об одном и том же, одинаково понимая предложен-
ные понятия.
Для того чтобы говорить на одном языке, социолог должен соотнести
свое понимание явления с пониманием его респондентом. Здесь большую
помощью могут оказать ситуационные вопросы. Это означает, что социолог,
вместо того чтобы задать прямой вопрос типа "Скажите, пожалуйста, Ваша
группа сплоченная?", описывает некоторую ситуацию, приводит конкретные
примеры из жизни группы и поведения его членов, которые показывают,
согласно пониманию исследователя, что такое сплоченный, мало сплочен-
ный и не сплоченный. Опрашиваемый выбирает ту или иную ситуацию, тем
самым соглашаясь или не соглашаясь с предложенным исследователем по-
ниманием. Определяя, насколько сплочена или не сплочена изучаемая груп-
па, социолог вообще может не употреблять понятие "сплоченная". Респон-
Hosted by uCoz