Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
95
обвешивает покупателей, то я бы..." и т.д. Опрашиваемый должен закончить
предложение, тем самым определив свое отношение к данной ситуации и
выразив свое мнение.
Эти предложения можно было бы сформулировать и в вопроситель-
ной форме "Что бы Вы сделали, если бы увидели, что продавец магазина об-
вешивает покупателей?" с набором альтернатив. Но в данном случае иссле-
дователь использовал невопросительную форму для снятия информации и
определения позиции респондента.
"ЕСЛИ БЫ Я РАБОТАЛ ПРОДАВЦОМ В МАГАЗИНЕ И ЗАМЕТИЛ,
ЧТО ДИРЕКТОР ПЫТАЕТСЯ СКРЫТЬ КРУПНУЮ РАСТРАТУ ДЕНЕЖ-
НЫХ СРЕДСТВ, ТО Я БЫ….."
Сообщил в милицию........................................       (    )
Сообщил в вышестоящие органы....................    (    )
Указал директору на его незаконные
действия............................................................     (    )
Сделал вид, что ничего не знаю.................…..    (    )
Затрудняюсь ответить...........................….....   (    )
В анкетах метод суждений и высказываний для снятия социологиче-
ской информации привлекателен тем, что позволяет при опросе обходиться
без вопросов.
Собственно информацию можно снять различными методами, не
обязательно вопросами. В обыденной речи для получения той или иной ин-
формации мы не всегда прибегаем к вопросам, а используем метод сужде-
ний, высказываний. То же самое относится и к анкете. Хотя мы настраиваем
респондента на вопросы, коль даем ему вопросник, тем не менее целесооб-
разно использовать и методы суждений, косвенных высказываний, построе-
ний ситуаций, как это было сделано в анкете А. Гречина.
В таком построении анкеты имеется ряд преимуществ. Прежде всего
метод высказываний больше похож на разговорную речь. Он позволяет вос-
принимать анкету как беседу людей, заинтересованных в решении какой-то
проблемы. Применение вопросов-суждений снимает монотонность анкеты.
Их использование привлекательно также и тем, что позволяет представить
проблему в виде конкретной ситуации, а не в качестве абстрактного вопроса.
Вспомогательные вопросы
Вспомогательные вопросы входят в анкету как ее неотъемлемая часть
и играют существенную роль. Они обеспечивают надежное функционирова-
ние всех основных, программных вопросов.
Контактные вопросы,
или "Нравится ли Вам
получать подарки?"
   Как и в любой беседе, в анкете надо уметь
вступить в разговор с респондентом, заинтересо-
вать, возбудить его внимание. Первое и, основ-
ное
Hosted by uCoz