Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
96
правило, которое применяется в данных случаях, это говорить о том, что
может волновать, интересовать респондента. Мой коллега, социолог как-то
рассказал поучительную историю из своей практики социологических ис-
следований.
"Однажды, проводя исследование по изучению проблем использования
труда женщин на производстве, я неожиданно столкнулся с тем, что не
мог войти в разговор с женщинами, с которыми проводил интервью. Это
сильно мне мешало, интервью проходило вяло, я чувствовал, что не получаю
необходимой информации, некоторые анкеты приходилось даже выбрако-
вывать. Наконец я понял, что интервью не получалось, потому что не было
контакта с респондентами. Долго ломал голову, как заинтересовать жен-
щин, как добиться того, чтобы они захотели со мной разговаривать. И я
нашел свой прием.
Однажды, проходя по улице, нечаянно посмотрел на витрину галан-
терейного магазина и мысленно вскрикнул: "Эврика!". Не лучше ли вместо
того, чтобы начинать разговор с вопросов о выполнении плана, о качестве
работы, о трудовой дисциплине, об отношениях с мастером, с чего я всегда
начинал интервью, спросить их сначала, какую помаду и лак для ногтей они
предпочитают, какие духи им нравятся и какая в этом году мода.
Результаты превзошли все мои ожидания. С первых же слов жен-
щины оживились, и первые десять минут мы говорили о косметике (правда,
перед этим мне пришлось кое-что почитать по этому поводу, но зато я
знал не меньше, а иногда и больше, чем мои собеседницы, и им было инте-
ресно со мной говорить).
Затем, когда я вошел во вкус, то стал использовать и другие темы
для установления контакта, начиная с разговора о модах, воспитании де-
тей и т.д., в зависимости от возраста и интересов моих респондентов.
Исследование прошло блестяще, женщины проявили большую заинтересо-
ванность в интервью и оценивали, как  правило, наши беседы как очень увле-
кательные, хотя я все время задавал вопросы. Для себя вывел золотое пра-
вило: необходимо уметь вступить в разговор и говорить с людьми о том,
что их интересует. С тех пор я всегда старался придерживаться этого
правила, и, надо сказать, оно часто мне помогало и не только при проведе-
нии исследований".
В анкете труднее вступить в контакт, чем в интервью, поскольку раз-
говор идет заочный. И тем не менее контакт необходим для достижения той
же цели: привлечь внимание респондента, заинтересовать его, втянуть в ра-
боту над анкетой. Для этого можно начать анкету с простых, понятных и ин-
тересных вопросов: о хоккее, футболе, воспитании детей, семье, домашних
заботах, проведении отпуска и т.д. Хорошо построить первые вопросы таким
образом, чтобы ответ был утвердительным, чтобы в двух-трех контактных
вопросах респондент обязательно ответил бы положительно, выбрал бы аль-
тернативу, начинающуюся с "да". Отрицательный ответ может подспудно
нести в себе и нежелание контакта.
Фрагмент анкеты:
"НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ ПОЛУЧАТЬ ПОДАРКИ ОТ БЛИЗКИХ 
Hosted by uCoz