Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
98
там вспомнить, во всяком случае основной массе опрашиваемых, каким об-
разом они готовились к вступительным экзаменам. Только после этих подго-
товительных вопросов (которые, впрочем, несли и содержательную инфор-
мацию по теме исследования) был поставлен основной вопрос о формах
подготовки к вступительным экзаменам.
Такие вопросы направлены на подготовку респондента к ответам на
вопросы, требующие воображения и памяти, заинтересованности. Подгото-
вительные вопросы нужны и при переходе к трудным вопросам, ответы на
которые требуют большого умственного напряжения, внимания, или к во-
просам интимного характера, к которым респондента необходимо подгото-
вить, чтобы добиться доверия и искренности в ответах. Кроме того, подго-
товительные вопросы позволяют создать определенный настрой у респон-
дентов. Все это во многом облегчает их работу.
Иногда таких вопросов в зависимости от сложности исследования
набирается довольно много, но на это приходится идти, чтобы обеспечить
полноценные ответы на основные программные вопросы. Недостаточное
внимание к подготовительным вопросам ведет к снижению качества ин-
формации.
Буферные вопросы. При исследовании проблемы миграции сельского
населения в город нередко формулируется серия вопросов о социальном об-
служивании на селе. Затем для выяснения мотивов переезда в город сель-
ским жителям задаются вопросы о том, что привлекает их в городе. Если эти
вопросы не разъединить, не поставить между этими блоками буферный во-
прос, то может получиться так, что первая серия вопросов окажет влияние
на ответы на последующие вопросы, касающиеся мотивов переезда в город.
Так, если респондент ответил, что на селе, где он живет, плохое культурно-
бытовое обслуживание, нет клуба, почты, библиотеки, нет условий для про-
ведения досуга, то можно с полным основанием ожидать, что он выдвинет
именно эти причины в качестве ведущих при решении о переезде в город.
Исследователи не раз попадали в подобные ловушки, расставленные
ими же самими. Чтобы нейтрализовать влияние вопросов о социальном и
культурном обслуживании селян на ответы респондентов о мотивах переез-
да в город, целесообразно сформулировать ряд буферных вопросов.
Характер буферных вопросов может быть совершенно различным: это
могут быть вопросы, отвлекающие от основной темы, неожиданные по те-
матике. В качестве буферных могут выступать и вопросы какого-нибудь дру-
гого блока анкеты.
Фрагмент анкеты:
Некоторые считают, что город оказывает отрицательное влияние на поведение
молодежи. Городская молодежь меньше прислушивается к мнению родителей, быст-
рее приобретает вредные привычки к курению, выпивке, молодые люди начинают до-
пускать хулиганские поступки, чего не было, пока они жили в деревне.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ?
Я с этим вполне согласен(а)................................    01
Трудно сказать, бывает по-разному....................  02
Все зависит от человека, от его характера.......   03
Hosted by uCoz