Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 126 
Next page End  

ПОЛЕЗНАЯ МЕТАФОРА: СРАВНЕНИЕ УМА С ФОТОАППАРАТОМ
Ввиду важности зрительной памяти для процессов запоминания я условно уподоблю мозг
фотоаппарату. Итак, представьте себе, что ваш мозг — это очень чувствительная фотокамера,
запечатлевающая все, что в ней отображается. Большую часть времени она фокусируется
автоматически, и мы не осознаем, что делается для создания четкого изображения. Когда у вас
возникают трудности с памятью, это напоминает сбой в работе системы автофокусировки: вам теперь
нужно вручную устанавливать объектив, что вы фактически и делаете, когда погружаетесь в чтение
увлекательной книги или другую интересную деятельность. Книжные сюжеты и занятия, достойные
вашего внимания, вы выбираете с учетом ваших целей. Вы становитесь хозяином положения в
процессах регистрации событий памятью и, возможно, действуете при этом более творчески — вы
как бы сами снимаете свой кинофильм. Вы очерчиваете сюжет этого фильма и выбираете, под каким
углом зрения проводить съемку. Возможно, вы осозна¸те, что, когда ваш ум находился под
автоматическим контролем, он был ограничен в своих проявлениях. Тем не менее он был хорошо
отрегулирован, чтобы эффективно выбирать то, что ему важно было зарегистрировать в данной
ситуации. Это сложный механизм, который действует бессознательно, пока находится под влиянием
достаточно сильной мотивации. Такая мотивация может быть связана с работой, чувством
ответственности, природной любознательностью или жизненными устремлениями. Выбор
запоминаемых образов в каждой ситуации зависит от ее специфики. Вы можете взять на себя
контроль над памятью, переходя к «ручному управлению», т.е. к осознанию того, что хотите
запомнить. Составьте общий план действий в соответствии с вашим «сюжетом» и берите себе на
заметку всю относящуюся к нему информацию. При вмешательстве сознания в вашей памяти
остаются гораздо более верные и стойкие следы.
Анализируя запоминаемое, думайте о своем настроении, чувствах и впечатлениях. Без всяких
колебаний делайте комментарии по поводу этого эмоционального контекста. Это в нужный момент
намного облегчит вам извлечение информации из памяти. Подобная тренировка ума разовьет вашу
любознательность, подчас в нас дремлющую. Любознательность — это тот самый ключик к нашему
вниманию, который откроет нам путь к хорошей памяти.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
Память — это сложный психический процесс, который можно лучше понять, рассматривая его в
разных аспектах.
А. Физиологический аспект
1. Анатомия: важный центр памяти находится в гиппокам-пе, расположенном в височных долях
мозга.
2. Нейрохимия: одно из веществ, необходимых для функционирования памяти, — ацетилхолин; он
содержится в гиппо-кампе в больших количествах и играет роль нейромедиатора.
3. Электрофизиология: мозговая деятельность отражается в электрической активности мозга
(электроэнцефалограмме).
Б. Психологический аспект
1. Обработка информации (стимул ответ): запись информации в памяти и ее извлечение
значительно облегчаются при осознанном выборе стимулов и концентрации на них внимания.
2. Степень обработки информации: одновременный учет наших логических и эмоциональных
реакций гарантирует лучшую запись материала в памяти. Чем лучше качество самой этой записи, тем
легче его извлечение.
3. Временные рамки: есть два вида памяти. Кратковременная память поверхностна и непрочна.
Чтобы информация из нее не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя.
Долговременная память имеет глубокие корни в нашем сознании. Она подкрепляется семантическим
кодированием, т.е. поисками значения запоминаемого. Эта память связана со сложными мысленными
операциями.
Hosted by uCoz