Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 126 
Next page End  

связанных с работой, внезапная изоляция и перемена в социальном статусе приводят пожилых людей
к мысли о самообесценивании. На самом деле в дома престарелых попадает лишь менее 15% лиц
старше 65 лет. Но вы вместо капитуляции скажите себе: «Правда, что я уже в возрасте, но мне
удается сохранить живость ума, и этим я обязан собственным усилиям».
3. «Я не в состоянии улучшить свою память — все кончено, больше от нее ничего не остается». В
основе этой негативной психологической установки лежит отчаяние или по крайней мере отсутствие
надежды. На самом деле ухудшение памяти, сопутствующее старению, может превратиться в свою
противоположность. Как показывает большинство психологических исследований, сейчас уже нет
нужды в новых доказательствах того, что память можно улучшить; речь идет лишь о том, как
оценивать степень ее улучшения при использовании разных стратегий. Скажите лучше: «Моя
память, может быть, и не совсем такая, какую я хотел бы иметь, но, прибегая к небольшой
посторонней помощи и надлежащим методам, я смогу улучшить ее»!
4. «Моя память ужасна! Я даже не в состоянии вспомнить цену всех только что купленных мною
продуктов или подробности прочитанной газетной статьи». Это психологическая установка, суть
которой — чрезмерное стремление к совершенству; как бывает и при депрессии, человеку кажется,
что все не вполне совершенное вообще ничего не стоит. Я предлагаю следовать более реалистичной
установке: «Я не в состоянии вспомнить так много деталей, как прежде, но я помню то, что мне
важно».
5. «Когда я прочитаю эту книгу, я смогу запоминать любой текст от начала до конца». Как и
чрезмерное стремление к совершенству, чрезмерные амбиции и идеализм — это, по существу, особые
формы отчаяния, ибо они проистекают от нереальных притязаний. Обратная сторона медали такова:
«Если метод не действует магически, это неудача, это поражение для меня, и я неудачник». Лучше
говорите себе: «Я стремлюсь запоминать только то, что мне интересно».
6. «Я должен был добиться большего успеха»; «Это отнимает слишком много времени»; «Я не
осознавал, что нужно было делать упражнения». Прибегая к таким уловкам, вы рискуете прервать
обучение до того, как оно даст эффект. Только феи в сказках исполняют желания мгновенно. На
самом деле для успеха необходимо время. Терпение не зря считают добродетелйю. Интеллектуальное
совершенствование требует упражнения и доброй воли, но приложение усилий может быть
приятным и даже забавным. Рассматривайте эти упражнения как игру, и вы получите удовольствие.
Реалистичной будет установка: «Память это талант, который я могу развивать на практике».
В заключение важно хорошо понять, что все предложенные выше изменения в установках будут
влиять на память. Вооружившись этой истиной, вы сможете воплощать в жизнь свои чаяния.
Осознать ситуацию и кое-что изменить в ней — вот первые шаги на пути к улучшению вашей
памяти. Прежде всего должна улучшиться сама ситуация. Вы станете более чутки к внешнему миру и
научитесь управлять своим вниманием. Вы сможете сосредоточиваться и обучаться тому, как
прочнее запоминать и легче вспоминать все, что вам нужно. Обучение приемам запоминания
компенсирует вам неизбежные возрастные изменения.
КРА ТКИЙ КОНСПЕКТ
При старении наш организм претерпевает ряд изменений, затрагивающих память.
А. Физиологические изменения при нормальном старении
1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
2. Ухудшение способности к восприятию.
3. Сужение поля внимания.
4. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
5. Некоторое уменьшение возможностей памяти.
6. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.
1. Становится труднее делать несколько дел одновременно.
Возможны и другие изменения, вызванные болезнями или лекарствами. Если у вас есть сомнения
на этот счет, стоит проконсультироваться у врача.
Б. Эмоциональные и психосоциальные изменения при нормальном старении
1. Изменение окружающей обстановки в связи с возрастом.
2. Выход на пенсию.
Hosted by uCoz