Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 126 
Next page End  

ЧАСТЬ II
КАК УЛУЧШИТЬ
КОНЦЕНТРАЦИЮ
ВНИМАНИЯ
ГЛАВА 5
МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ И ВООБРАЖЕНИЕ
Прекрасная вещь это вечный источник радости.
ДтКтс
МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ
Когда-то давно отцвели ирисы, много лет назад покинули нас близкие люди, но мы все еще можем
просмотреть на экране памяти кинохронику важнейших событий прошлого.
Мы способны мысленно воссоздавать чувственные образы (по-английски —
imagery, по-
французски — imagerie mentale) — это мы называем «воображением». Мы можем воспроизводить в
уме то, что видели, слышали и т.д. (репродуктивное, воссоздающее воображение) и строить новые
образы (воображение продуктивное, творческое). В дальнейшем, говоря о «мысленных образах», мы
будем иметь в виду воспроизведение воспринятого ранее, а не создание нового (как, например, в
области технического или художественного творчества). Воспроизводя в уме картину прошлого, мы
как бы отключаем время и снова переживаем вечное настоящее наших живых воспоминаний. Одно из
самых драгоценных свойств памяти, очень важное как при извлечении информации, так и при ее
долговременной записи, — это способность оперировать образами, т.е. организовать мысли в форме
зрительных представлений. Зрительные образы всегда конкретны, что дает возможность передать
мысль четко и ясно. Чтобы вспомнить абстрактное понятие, нужно вернуть его в «отчий дом», т.е.
вписать? в определенный контекст. Лишь в этом случае мы связываем его со своей жизнью и
понимаем его глубокий смысл и полезность.
Это справедливо даже в чисто научных областях, таких как математика и физика, в которых
постоянно прибегают к использованию диаграмм, графиков, формул и специальных экспериментов.
В философии теории и принципы иллюстрируются примерами из повседневной жизни. Вспомним
рассуждение Декарта о воске: в жидком и твердом состоянии он представляется нам двумя разными
веществами, хотя на самом деле его природа в обоих случаях одинакова. Что можно из этого
извлечь? То, что нельзя слишком доверять своим чувствам: они могут вводить нас в заблуждение, и
только разум служит надежной опорой в познании истины. Более других нам известны те философы,
которые иллюстрировали свои идеи на конкретных примерах. Вольтер опровергал идеализм
Лейбница в своей, философской повести «Кандид, или оптимизм». Это произведение понятно всем
читателям, ибо оно само по себе «метафора» — пример жизненного опыта, противоречащего
идеалистической теории. Действительность в свою очередь обогащается, облагораживается
литературой: она приобретает как бы новое измерение, когда образы мифов включаются в наше
восприятие повседневной жизни.
Употребление образных, метафорических выражений позволяет очень наглядно и доходчиво
передавать мысли. И в разговорном языке, и в литературе метафоры обычно ярки и красочны.
Каждый использует свой собственный язык метафор, отражающий его личный взгляд на мир. Часто,
не осознавая этого, мы прибегаем к метафорам, связанным с нашими культурными традициями.
Например, в США и Франции частенько слышишь обороты, употребляемые в популярных там видах
спорта. Соответствующие зрительные образы придают мысли такую наглядность, что она
улавливается мгновенно. Кроме того, они могут вносить в формулировку идей оригинальность и
даже поэтичность. Однажды в беседе с японцем я поясняла, как мысленные образы помогают памяти,
что, как я думала, восточному человеку могло бы казаться странным. В ответ он мне рассказал, как у
него самого протекают процессы вспоминания: вначале всплывают какие-то неопределенные
Hosted by uCoz