Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 126 
Next page End  

Вместо того чтобы взирать на предмет, например картину, безучастным взором, не отдавая себе
даже отчета в том, что фиксирует ваш ум, обратите внимание на то, как вы этот предмет
воспринимаете. «Какое впечатление производит он на меня? Как я реагирую на его цвет, форму, на
элементы окружения, которые выделяются на общем фоне?» Подобные вопросы натолкнут вас на
анализ своих эмоциональных реакций. Теперь вы будете рассматривать сам предмет под
принципиально иным углом зрения, уже не воспринимая его пассивно. Наоборот, вы уже вовлечены
в активный процесс, в который сознательно включаете эмоциональный фактор, гарантирующий
лучшую долговременную запись в памяти.
Исходя из повседневного опыта, согласно которому мы помним прежде всего то, что произвело на
нас впечатление, попробуем сначала выделить в рассматриваемом предмете наиболее яркие детали.
Это «импрессионистский» подход: предполагается, что главную роль в нашем восприятии играют
впечатления, а не объективные критерии. Достаточно довериться лишь своей интуиции, назвать
специфические, характерные черты, выделяемые нашим сознанием, и затем проанализировать их
повторно. На этой стадии вы должны быть внимательны к своим чувствам — пусть они подскажут,
что же именно произвело на вас наибольшее впечатление. Ведь лучше запоминается то, что глубоко
затрагивает наши чувства.
На следующем этапе вам нужно сосредоточить внимание на эмоциях. Наблюдая объект,
постарайтесь уловить его воздействие на вас. Спросите себя: «Нахожу ли я его приятным или
неприятным? Раздражающим или успокаивающим? Впечатляющим или бесцветным? Грустным или
забавным? Увлекательным или скучным?» Такого рода размышления о вызываемых эмоциях
способствуют лучшему закреплению следов в памяти.
Профессор Гордон Бауэр из Стэнфордского университета исследовал взаимосвязь между
настроением и памятью. «Ваше настроение прямо влияет на выбор информации, на основании
которой вы делаете суждения. По-видимому, память зависит от настроения и окружащей обстановки:
если настроение плохое, велика вероятность того, что останутся лишь негативные воспоминания».
Это позволяет объяснить «цепную реакцию» при депрессии, когда одна черная мысль влечет за собой
другие. Можно и специально настраивать себя на определенный лад, создавать подходящую
обстановку, тем самым провоцируя воспоминания о событиях, имевших место в сходных условиях.
Если ваша память воспроизведет прежнюю эмоцию, пусть даже смутную и неопределенную (гнев,
радость, возбуждение, огорчение и т.п.), это может привести к более конкретному и детальному
воспоминанию. Кроме того, очевидно, что и любое наше суждение отчасти зависит от нашего
настроения в данный момент. Осознание этого факта должно бы умерить в нас критический пыл и
заставить пересмотреть иные из наших суждении.
ЛОГИЧЕСКОЕ ОСОЗНАНИЕ
Теперь мы будем исследовать предмет или картину больше с позиций «чистой логики», привлекая
скорее наш разум, чем эмоции. Простая стратегия анализа поможет вам сосредоточиться на главных,
особо значимых аспектах картины.
1. Окиньте картину беглым взором и определите ее предмет или сюжет, дав ей соответствующее
название. Иными словами, уловите суть произведения.
2.
Обратите внимание на композицию. Посмотрите, какие на картине краски, декоративные
элементы, что изображено на переднем плане, в каком месте расположены носители основной
смысловой нагрузки. Делая это, вы будете воспринимать сюжет картины в его пространственном
контексте.
3.
Найдите особо значимые элементы, дающие вам специфическую информацию о смысле
картины. На этом этапе углубитесь дальше в описание, более подробно изучая тот или иной аспект,
сосредоточиваясь на той или иной детали. Делая комментарии по поводу деталей изображения
(таких, например, как платье и т.п.), вы запоминаете сюжет в его пространственно-временном
контексте и открываете для себя индивидуальный стиль художника, который можно определить как
отклонение от «нормы». Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от
количества деталей, которое вы хотите удержать в памяти. Очевидно, что при столкновении с
новыми для вас вещами потребуются более подробные описания.
Объединив все «ресурсы» своего сознания — чувственное восприятие, эмоции и интеллект, вы
добьетесь наибольшего контроля над процессом запоминания. Для лучшей работы памяти следуйте
описанной выше схеме, начиная с осознания при участии эмоций и кончая чисто логическим
Hosted by uCoz