Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 126 
Next page End  

центральной фигуры перекликаются те же оттенки в деталях стола, картин на стене и японской
ширмы. В своем уютном кабинете писатель сидит на стуле, обитом дорогой тканью. Медные шляпки
обойных гвоздей очерчивают спинку стула, и их блеск усиливает впечатление роскоши обивки.
Какова поза Золя? Он сидит, положа ногу на ногу, одна рука его покоится на бедре, в другой он
держит книгу. Его задумчивый взгляд устремлен вправо, лицо повернуто к нам вполоборота. На
столе книги, брошюра, озаглавленная «Мане», и перо в фарфоровой чернильнице. Задержите взгляд
на мгновение и прислушайтесь к своим внутренним реакциям и комментариям. Что могут означать
эти детали для художника? Что подчеркивают они в облике писателя? Если вы не знаете ответа,
выскажите догадку. Ваши комментарии помогут закреплению следов в памяти.
Заметили ли вы, что на картине многое напоминает о самом Мане? Эскиз его картины «Олимпия»
и его имя на обложке брошюры отвлекают наш взгляд от облика Золя. Этот портрет выполнен не в
классической манере с нейтральным фоном. Хотя темные краски фона и оттеняют лицо, как это было
на портретах у мастеров голландской школы, портрет передает момент действия и творческого
созидания. В нем отражены дружеские отношения между Золя и Мане, вместе защищавшихся от
нападок критиков. Это произведение вызвало в свое время споры, но в наши дни его достоинства
кажутся очевидными: речь идет об одновременном утверждении в картине личного и эстетического
начал.
Синтез
Что особенно выделяется в этом произведении? Каким настроением проникнуто полотно? Что
обращено к вам как к зрителю, что вас задевает? Что вас трогает? Что вам нравится больше всего?
Что бы вы хотели запомнить? Попробуйте осуществить некий синтез — объединить свои
субъективные и объективные соображения в нечто целое.
Закройте глаза и мысленно представьте себе картину. Обратите внимание на то, что именно четко
всплывает в вашем воображении. Это как раз то, что вы подметили и старательно зафиксировали в
памяти. Вот это и есть та самая копия, которую вы восстановили и впоследствии будете помнить.
Несомненно, она поблекнет со временем и, возможно, когда-нибудь даже вовсе изгладится из памяти,
но все же постарайтесь не забывать ее — время от времени пробуйте восстанавливать.
Как привносить описанные принципы наблюдения в повседневную жизнь
В предыдущих разделах мы взяли в качестве примера знаменитую картину, но очевидно, что к тем
же самым принципам наблюдения можно прибегать и при желании запомнить любую другую вещь:
кинофильм, драматический спектакль, чью-то биографию, эпизод из повседневной жизни, беседу,
инцидент, несчастный случай и т.д. В результате постоянной практики вы будете запоминать все, что
вам кажется важным, когда угодно и где угодно. В конце концов вы обретете автоматические навыки,
делающие процесс запоминания особенно эффективным.
Если вам придется стать свидетелем чего-либо, ваше свидетельство будет ценным. Каждый раз,
приступая к логическому анализу, вы будете обращать внимание на четко определенные признаки
предмета или лица, такие как рост, цвет, форма, запах, издаваемые звуки и контекст. Подробности
этого рода важны при поиске потерянных вещей или опознании воров и преступников. Они также
могут быть очень полезны при установлении виновника несчастного случая. Впрочем, очень часто
показания очевидцев одного и того же происшествия не согласуются друг с другом: их свидетельства
ненадежны из-за того, что они не фиксировали сознательно в памяти то, что видели. Эти люди не
подвергали ситуацию систематическому анализу, вообще мало возвращались к ней в мыслях,
доверялись неосознанным впечатлениям, часто искажающим действительность. Если же вы,
наоборот, любознательны, постоянно задаете себе вопросы и ваш ум не дремлет, то вам гораздо легче
оценить ситуацию с учетом также и собственной предвзятости. Ибо известно, что предрассудки
оказывают влияние на суждения и воспоминания. Научное исследование сообщений очевидцев,
проводившееся в США, ясно показало, что люди бессознательно искажают и преобразуют в уме то,
что видят. В одном из таких исследований испытуемым демонстрировали сцены агрессивного
нападения. Хотя среди агрессоров соотношение белых и «цветных» было 1:1, большая часть
испытуемых показала, что 80% нападений было совершено цветными. (Интересно отметить, что этот
процент соответствует статистическим данным, распространяемым средствами массовой
информации: и на самом деле правонарушения в большинстве своем совершаются в бедных
Hosted by uCoz