Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 126 
Next page End  

1. Какова сенсорная картина: что воспринимают ваши органы чувств?
2. Примечательные детали: что бросается вам в глаза?
3. Ваши эмоции: что вас трогает?
4. Интеллектуальная оценка. Дайте ответы по следующим пунктам:
— назначение или смысл воспринимаемого;
— структура, композиция;
— существенные, значимые детали;
— детали, иллюстрирующие содержание.
Всякий раз, когда вы рассматриваете какую-нибудь вещь, нужно задавать себе два главных
вопроса: «Нравится она мне или нет?» и «Что именно мне нравится, а что не нравится?»
В этой ключевой главе показано, как самому активно способствовать трем процессам,
составляющим функцию памяти, —
записи информации, ее упорядочиванию и извлечению. При
записи одновременно по двум каналам — эмоциональному и логическому — с сопровождающими
комментариями (как импровизированными, так и целенаправленно планируемыми) вы разбиваете
информацию на ряд категорий и тем самым снабжаете ее опознавательными знаками, облегчающими
извлечение из памяти.
УПРАЖНЕНИЯ
АНАЛИЗ КАРТИН: ОТ ОБЩЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ К ДЕТАЛЯМ
(При необходимости вы можете еще раз перечитать раздел «Поупражняйтесь в наблюдении на
материале картин»)
I. КАРТИНА ПО ВАШЕМУ СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ
Сначала осмотрите картину в целом и на минуту отдайтесь своим эмоциям. Затем определите
сюжет картины — чем он представлен на полотне и какова общая композиция произведения.
Опирайтесь при этом на то, что вас трогает или вызывает у вас любопытство. Сосредоточьте свой
интерес на этих конкретных элементах и подробно их рассмотрите. На третьем этапе
проанализируйте картину систематическим образом, начиная с лиц или предметов, передающих ее
сюжет, и переходя затем к анализу переднего и заднего планов. Обводите картины взором снова и
снова, запоминая побольше деталей. Когда вам удастся построить в уме ее целостный образ, сделайте
к нему свои личные комментарии. Запомните все приходящие вам на ум ассоциации. Старайтесь
уловить настроение, которым проникнута картина, ее колорит, композицию, а также ваши
собственные эмоции. Подметьте особенности стиля художника, например его манеру письма, краски
(по возможности), характер темы. Эти различные мысленные операции, несомненно, способствуют
эффективному кодированию информации и долговременному сохранению ее в памяти. Вы добьетесь
еще большего успеха, если время от времени будете повторно рассматривать картину.
Чтобы оценить произведение искусства, достаточно на него посмотреть, прочувствовать его и
поразмышлять (для запоминания этого может пригодиться мнемоническая подсказка: все три слова
начинаются с буквы «п»). Научившись это делать, вы обогатите свой опыт, любуясь картинами в
лавках, на витринах магазинов, в залах ожидания, в гостях
у друзей и, разумеется, на выставках. Известно ли вам, что, по данным одного интересного
исследования, проведенного в музеях, посетитель художественной выставки созерцает каждую
картину в среднем не более 6 секунд. Очевидно, что такой мимолетный взгляд оставляет лишь очень
неглубокий след в памяти (или даже вовсе его не оставляет). То, что видели мельком, не вглядываясь
по-настоящему, мы припоминаем весьма смутно. Не удивительно, что кладовая нашей памяти столь
бедна: мы так мало делаем для запоминания! В отличие от этого любители искусства, художники или
просто любознательные зрители уделяют много времени созерцанию и размышлению, старательно
фиксируя в памяти все, что им нравится или чем-то интересно. Рассматривая картины, они
анализируют как их объективные особенности, так и собственные впечатления. Вы можете поступать
так же, тем самым украшая свою жизнь и обогащая память.
Hosted by uCoz