Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 126 
Next page End  

извлечении информации из памяти. В этой системе можно использовать и ассоциацию с сердцем
(когда фамилия сходна с этим словом), но по-иному. Если, например, вы представите себе цепочку из
маленьких сердечек вокруг запоминающегося рта, то при следующей встрече с тем же ртом сердечки
сами собой всплывут вокруг него в вашем воображении и напомнят вам об имени обладателя этого
рта. Такая система запоминания доказала свою эффективность в практике многочисленных курсов по
улучшению памяти. Мне была дана возможность преподавать с использованием диапозитивов.
Результаты каждый раз производили большое впечатление. Поупражнявшись с 12 фотографиями
людей разного возраста, испытуемые очень хорошо вспоминали имена, когда им показывали лица. Я
спрашивала: «Какая черта доминирующая? Что вы с ней ассоциировали, т.е. как видоизменили имя,
чтобы представить его в форме зрительного образа?». И испытуемые поражались легкости, с какой
развертывалась цепь ассоциаций от первоначального стимула (доминирующей черты лица) к
преобразованному имени и, наконец, к исходному имени.
ПРИЕМЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ МЕТОДА
Лица
Чтобы создать в уме более четкий образ лица, при поиске доминирующей черты рассмотрите
последовательно каждую деталь от волос и до подбородка-. Обратите особое внимание на элементы,
перечисленные ниже.
Шевелюра: каковы ее объем, цвет, густота, стрижка, длина волос. А волосы прямые,
вьющиеся, курчавые? Толстые или тонкие, жирные или сухие?
Нос: размеры, приплюснутость, расстояние от его кончика до нижней губы; внимательно
рассмотрите ноздри: как отпечатки пальцев, они очень разнообразны по форме и у каждого имеют
свою специфику.
Рот: отметьте его форму и величину. Обратите также внимание на зубы, губы, улыбку.
Общее впечатление: прямоугольное лицо или круглое, нежное или грубое?
Подробное исследование разных черт не позволит ошибиться в момент узнавания, и вы не
спутаете черты разных людей.
Имена и фамилии
Вам следует создать «мысленную картотеку» различных категорий имен, с которыми в
дальнейшем вы будете связывать зрительные образы-символы. Например, изучите следующие
категории:
а) производные от профессий: Шарпантье (плотник, возможный символ —
пила), М¸нье
(мельник — мельница);
б) производные от названий вещей: Дюпон (Dupont от pont — мост), Дюпюи (Dupuits, от puits
колодец);
в) от названий мест: Берлин (Берлинская стена), Пари (Париж — Эйфелева башня).
[Пусть читатель сам подберет аналогичные примеры русских или иных привычных для него
фамилий. — Прим. перев.]
Вообще все приходящие на ум ассоциации драгоценны для вашей памяти, так как они пополняют
ее «картртеку ссылок». Их нужно рассматривать как дополнительные козыри. Однако
подыскиваемые в данном случае зрительные ассоциации особого свойства: они должны служить
подсказками для извлечения необходимых вам сведений из памяти как раз в тот момент, когда вы в
них нуждаетесь. Продолжайте искать в звучании имен сходства с осмысленными словами и
подбирайте к ним подходящие зрительные образы для последующих ассоциаций.
Зрительные ассоциации
Поскольку движущиеся объекты запоминаются лучше, чем неподвижные, есть смысл искать
образы, включающие движение. Вы можете, например, представить себе, что перья, приклеенные
плохим клеем к бровям доктора Yesavage, развеваются по ветру.
Вопреки тому, что можно было бы думать, забавные картинки не держатся в памяти дольше, чем
все остальные. Но что действительно важно, так это то, чтобы воображаемая ассоциация была
четкой и ясной.
Hosted by uCoz