Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 126 
Next page End  

первого же дня их пребывания в школе. Зачем ей было ставить перед собой такую трудную задачу?
По ее объяснениям, это позволяло мгновенно взять класс в руки: «У меня никогда не было проблем с
дисциплиной. Ребенок, которого тотчас же называют по имени, осознает, что он находится под
персональным наблюдением». Чудо совершалось одновременно и,для учеников, и для памяти
учительницы. Лишь у немногих из нас есть такая мотивация, и именно поэтому мы в большинстве
своем нуждаемся в обучении мнемоническим приемам. Пользуясь ими, запоминать и вспоминать
легко, и вы в этом убедитесь сами!
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
Чтобы связать имя с каким-либо лицом, нужно найти «доминирующую черту» этого лица,
«конкретизировать» имя (найти в его звучании конкретный смысл, который можно представить
образом) и в воображении пространственно совместить полученный образ с доминирующей чертой.
Такая система создания зрительных ассоциаций гарантирует хорошую запись информации в памяти,
легкое извлечение ее оттуда в любом случае, а не только тогда, когда фамилия случайно совпадает с
какой-нибудь броской чертой лица — если, например, у мсье Руссо (rousseau
— рыжий)
действительно рыжие волосы.
При запоминании чьего-либо имени придерживайтесь следующего порядка:
1. Лицо: выберите доминирующую (заметную, выделяющуюся, необычную, характерную) черту.
2. Имя (будь то личное имя или фамилия): найдите его видоизмененную осмысленную форму,
подсказывающую конкретный образ. Для этого повторяйте имя вслух, спрашивая себя, не сходно ли
оно с каким-нибудь словом.
3. Ассоциация образов: в воображении объедините в одной картине оба образа (доминирующую
черту и конкретный смысл имени) и представляйте себе эту картину в течение 15 секунд. Дайте
простор своему воображению и забавляйтесь нелогичными ассоциациями. Для успеха этой системы
запоминания нужно примириться с искусственностью иных ассоциаций.
Чтобы укрепить след в памяти, обратите внимание на эмоциональную окраску получившейся
ассоциации; прокомментируйте, насколько удачно к доминирующей черте подходит образ,
подсказанный именем. Когда вы вновь увидите ту же черту лица, вы вспомните и образ, связанный с
именем, и все ваши комментарии. Чтобы вспомнить имя, достаточно пройти три перечисленных
этапа в цепи ассоциаций — от стимула (черты лица) до имени.
При вспоминании задайте себе вопросы:
1. Какая черта лица доминирующая?
2. Какой образ, подсказанный именем, я с нею связал?
3. Как звучит само имя?
Если у вас это не получается, возможно, что вы не определили достаточно конкретно
доминирующую черту лица или образ, подсказанный именем. Вы должны четко представлять себе
оба образа. Возможно также, что вы не уделили должного времени визуализации объединенной
картины. Вначале тратьте на это 15 секунд. Не пожалейте времени на словесные комментарии.
Усильте свою мотивацию, запоминая имена лишь действительно интересных вам людей, и не
бросайте этого занятия при первой же неудаче. Будьте настойчивы, и успех вам улыбнется.
УПРАЖНЕНИЯ
I. ВСТРЕЧИ
1. При первой встрече с кем-нибудь вглядитесь получше в его лицо и определите черту, больше
всего бросившуюся вам в глаза. Это и есть та доминирующая черта, которую вы приметите в
следующий раз, когда увидите это лицо.
2. Вслушайтесь в звучание его имени и проанализируйте его. Найдите в нем смысловую подсказку
— конкретный образ, который мог бы быть использован в ассоциациях.
3. Придумайте ассоциацию, которая связала бы лицо с именем так, чтобы образ, подсказанный
именем, пространственно совместился в вашем воображении с доминирующей чертой. Придумайте
историю или картинку, удачно связывающую оба образа воедино. Представляйте себе эту
Hosted by uCoz