Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 126 
Next page End  

Потренируйтесь также с иностранными фамилиями, имеющими типичные окончания: например, «-
сен» (Христиансен), «-ски» (Зелински).
V. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЦ
Попробуйте улавливать отличительные особенности лиц. Каждый день выбирайте какое-нибудь
лицо и анализируйте его черты одну за другой. Когда вы уже выберете доминирующую черту,
детально ее рассмотрите. Предположим, что это будет нос. Тогда сравните его со всеми носами,
которые повстречаются вам в этот день. Я уверена, что спустя неделю вы уже будете куда более
восприимчивы к особенностям формы каждого из них.
Примечание. Пусть вас не беспокоит, если поначалу вам не будет хватать слов для описания лиц.
Продолжайте как ни в чем не бывало их наблюдать и отмечать в уме их отличительные черты.
VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Сделайте из этого маленькую игру: обращайте внимание на лица вокруг вас — в кино, в
телевизионных передачах, на фотографиях в журналах или просто при случайных встречах. Для
каждого лица отмечайте в записной книжке доминирующую черту, преобразованную фамилию,
соответствующую зрительную ассоциацию и, наконец, первоначальную фамилию. Попробуйте
следовать описанной выше системе запоминания и практикуйтесь в этом как можно чаще.
VII. ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ
Чтобы помнить названия цветов, улиц, книг и прочих вещей, попробуйте придерживаться
следующих принципов:
1. Анализируйте название и находите в нем опору для подстроения осмысленного конкретного
образа.
2. Разглядывая предмет, повторяйте про себя или вслух эту найденную вами смысловую
подсказку.
3. Находите ассоциацию между найденным вспомогательным образом и самим предметом,
объединяющую их в одну зримую картину.
Проделывайте эту мысленную процедуру всегда, когда вам представляется такая возможность.
Например, выйдя однажды на прогулку ярким весенним днем, я натолкнулась на цветок, который
никогда раньше не видела. Я его тщательно рассмотрела, а затем в справочнике по местной флоре
нашла его название — годетия и стала подыскивать подходящую ассоциацию. Когда я повторяла
вслух «годетия», на ум мне пришло французское слово godet (стопка для вина). Чтобы закрепить эту
ассоциацию в памяти, я всякий раз, встречая этот цветок, мысленно воображала стопку с букетиком
годетий внутри. И цель была достигнута: с тех пор, лишь только я увижу этот цветок, я тотчас
вспоминаю его название. Таким же образом я запомнила название нового парка «Бутано»: я думала о
газовом баллоне с бутаном и воображала, как бы он меня согрел в ветреной местности, где находится
парк. Попробуйте делать тд же самое, когда вам встречаются новые слова.
Вот еще один пример. Примеряя купальный костюм в лавке на маленькой улочке Канн, я
посмотрела на табличку с названием улицы и прочла «Рю Мольер». Тотчас же возник в уме и
соответствующий образ — ведь нетрудно представить себе портрет Мольера. Я подумала о его
комедиях, как забавно выглядело бы это на театральной сцене: женщины примеривают купальники, и
какой поднимается переполох, когда в лавке появляется вдруг сам Мольер в своем напудренном
парике в завитушках! Увидев на другой стороне перекрестка название «улица Республики», я внесла
в эту забавную воображаемую сценку еще и республиканский символ, так что место фиксировалось
точно. Я никогда теперь не забуду, где находится эта лавка, — и вс¸ благодаря чуду зрительных
ассоциаций.
И вот еще последний пример — как запоминать имена писателей, кинорежиссеров, а также
названия их книг, фильмов и т.д. «Шведские спички» были написаны Сабатье. Фамилия Сабатье
наводит меня на мысль о caQo (деревянных башмаках); их можно поджечь, используя спички,
Hosted by uCoz