Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 126 
Next page End  

ГЛАВА 11
ЧТЕНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь очень немногие дегустируем и усваиваем.
Фрэнсис Бэкон
Если бы вы могли по желанию тотчас же вспомнить все, что когда-то читали или изучали, разве не
выглядело бы это фантастичным? Однако это вряд ли реально, потому что, без сомнения, вы читали
многие вещи без всякого интереса или же интерес этот со временем исчез. Память устроена так,
чтобы отвечать нуждам текущего момента или ближайшего будущего. Между тем некоторые люди,
по-видимому, читают с такой эффективностью, что становятся неисчерпаемыми источниками
сведений по всем вопросам. Делают ли они что-нибудь специально ради этого?
Люди такого типа обыкновенно обладают редкой любознательностью и чрезвычайно склонны
интересоваться устройством всего и вся. Они особенно чутки ко всякого рода стимулам,
поддерживающим их память в постоянном возбуждении. Они беспрерывно отбирают нужную
информацию и обладают большой гибкостью мышления, позволяющей им точно дозировать усилия,
необходимые для запоминания каких-либо вещей. Они превосходно воспринимают внешний мир или
свое ближайшее окружение и эффективно классифицируют поступающую информацию. Благодаря
разветвленным и систематизированным «картотекам» памяти они имеют доступ ко множеству
хранящихся в ней сведений. И они то и дело обращаются к этим «картотекам», так как их мозг
постоянно занят кипучей деятельностью. Те из них, кто стремится к совершенству, абсолютно
несправедливо сетуют на свою память, как, ! например, Мишель де Монтень, никак не желавший
признать, что обладает поразительной ассоциативной памятью. Поскольку ему не по душе было
заучивать что-либо путем «механического» повторения, он знал наизусть очень мало текстов. Однако
при чтении его эссе видно, что уровень его культуры был необычайно высок. Его девиз «Голова
хорошо устроенная стоит больше, чем голова полная» заслуживает того, чтобы быть упомянутым в
этой книге.
Даже люди с великолепной памятью помнят лишь часть того, что они читали, и .этого им, по-
видимому, более чем достаточно. В то же время как читатели эти люди намного превосходят
остальных. Они работают над тем, что читают, останавливаясь для раздумья и даже комментируя
прочитанное. Они делают заметки на полях, по нескольку раз просматривают заинтересовавшие их
места и переформулируют мысли автора. У них у всех есть одна общая страсть — постоянная
потребность в понимании окружающего мира. Мортимер Адлер в своем произведении «Как читать
книги» подчеркивает, как важно быть искренним и критичным при чтении, чтобы понимать
прочитанное. «Когда мы читаем с целью о чем-то узнать, мы воспринимаем фактический материал,
когда же мы читаем с целью понимания, мы ищем не только факты, но и их значение». И это как раз
то, что помогает памяти.
Если вы хотите запомнить только что прочитанное, вы должны держать его в уме несколько
дольше, чем при обычном чтении, чтобы оно успело зафиксироваться в памяти. Это требует
некоторого усилия, которое само по себе может быть приятным и даже переходить в интерес. Сам
процесс усвоения базируется на определенном умении, выработанном на основе уже изученных нами
ранее общих принципов.
Исследования, проведенные в институте Карнеги — Меллона, показали, что разница в школьных
успехах зависит не столько от показателя IQ учеников, сколько от стратегии обучения. Манера
прочтения существенно влияет на то, какая доля материала будет усвоена. Именно поэтому так
важны педагогика и искусство преподавания. Переход от теории к практике и освоение на опыте
полученных познаний делает обучение, более эффективным. Вместо того чтобы просто
аккумулировать факты и данные, лучше поразмышлять над ними и постараться их понять.
Современные исследователи подтвердили гипотезу о том, что понимание служит одной из основ
обучения и памяти. На множестве примеров можно видеть, что без понимания смысла информации
очень трудно ее запомнить. Слова, лишенные смысла, быстро забываются, так как не происходит
достаточно глубокой переработки информации, необходимой для долговременного запоминания. Как
мы уже видели на протяжении всей этой книги, качество кодирования информации в памяти зависит
от того, насколько человек стремится понять ее значение для себя лично.
Hosted by uCoz