Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 126 
Next page End  

Окончив чтение, вновь просмотрите и оцените места, которые вас больше всего заинтересовали.
Сделайте свои собственные комментарии, если текст или сюжет того стоят. От того, насколько
свободно вы владеете навыком повторного просмотра текста, во многом зависит, что из него
останется в вашей памяти. По возможности делайте все это сразу после чтения.
Сначала я покажу, как читать, используя мысленные образы, а затем в соответствии с общей
моделью обработки информации мы перейдем от сенсорных и эмоциональных каналов к
интеллектуальной сфере. Я вас ознакомлю с общим принципом и с рядом частных подробностей,
чтобы сразу направить ваш ум на самое существенное — ориентировать его на конкретную задачу. И
наконец, я предложу легкую и надежную стратегию обучения — «Q3POC». Каждой из
перечисленных тем сопутствуют упражнения по применению упомянутых методов по отдельности. В
дальнейшем вы можете обращаться к любому из них, а комбинирование различных методов даст еще
лучшие результаты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ: НОВЫЙ ПОДХОД
ПРИ ЧТЕНИИ
На протяжении всей книги вы уже знакомились с тем, как помогает памяти создание мысленных
образов и какую важную роль играет при этом воображение. Нетрудно распространить такой подход
и на чтение, где он тоже дает хорошие результаты. Используя воображение, особенно зрительное, вы
будете четко представлять себе то, о чем читаете. Связывая возникающие образы в цепь и добавляя
свои комментарии, вы значительно облегчите вспоминание прочитанного.
Общий принцип
Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими
идеям и смыслу — от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг — это кинокамера,
снимающая все в виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием
декораций, с персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой
сцен.
1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме
конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы
будут живыми иллюстрациями представляемых ими идей.
2.
Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их
сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте.
Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.
3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из
них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно
сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте
переходы от одних идей к другим.
4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы
отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, и
сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом
вы «запишите» текст од- новременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что
наиболее эффективно.)
УПРАЖНЕНИЯ
I. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИ ЧТЕНИИ
Начните с текстов, приведенных ниже, затем выберите и другие интересные вам тексты. При
чтении зримо воспроизводите в уме описанные в них картины и сценки. Когда они возникают в
вашем уме, постарайтесь фиксировать их в памяти возможно точнее. По прочтении всего текста
опишите как можно больше воссозданных вами картин, которые вы сможете вспомнить. Далее
попробуйте восстановить последовательность сцен, в которой они фигурируют в тексте. Проверьте
себя, еще раз бегло просмотрев текст; при этом отмечайте, что вы пропустили, а также то, что
Hosted by uCoz