Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 78 
Next page End  

Многие переживания, включенные в мою картографию, описаны в антропологической литературе
о шаманизме, самом древнем целительском искусстве и религии человечества. В шаманизме
неординарные состояния сознания играют критически важную роль — как в кризисе посвящения,
через который проходят в начале своей деятельности многие шаманы-новички, так и в
целительских обрядах. Похожие переживания известны также из “ритуалов перехода” — важных
обрядов, впервые описанных в книге голландского антрополога Арнольда Ван Геннепа.
Ритуалы перехода проводятся в туземных культурах в периоды критических биологических и
общественных переходов, таких как рождение ребенка, обрезание, половое созревание, брак,
менопауза, старение и умирание. В этих переходах туземцы использовали методы индуцирования
неординарных состояний (“технологии сакрального”), сходные с шаманскими, — барабанный бой,
звук трещоток, танец, пение, социальную и сенсорную изоляцию, пост, лишение сна, физическую
боль и психоделические растения. Как правило, у проходящих обряд посвящения бывали глубокие
переживания психодуховной смерти и возрождения.
Многие переживания, попавшие в мою расширенную картографию психики, можно найти и в
литературе о древних мистериях смерти и возрождения, широко распространенных в древнем
мире — от Средиземноморья до американского континента. Все они основаны на мифологиях,
описывающих смерть и возрождение богов, полубогов и легендарных героев, как истории об
Инанне и Таммузе, Изиде и Осирисе, Дионисе, Аттисе, Адонисе, Кецалькоатле и героях-близнецах
майя. Во время мистерий у посвященных, проходивших различные процедуры по изменению
состояния сознания, бывали мощные переживания смерти и возрождения.
Наиболее известными из этих ритуалов были элевсинские мистерии, проводившиеся каждые пять
лет на протяжении почти двух тысячелетий в Элевсине, близ Афин. Захватывающе интересные
исследования Гордона Уоссона (который привез в Европу мексиканские волшебные грибы),
Альберта Хоффмана (открывателя ЛСД) и Карла Рука (греческого ученого) показали, что важную
роль в элевсинских мистериях играло священное зелье кикеон, сакральное психоделическое
средство, приготовлявшееся из спорыньи и сходное по своему воздействию с ЛСД. Посетив с
Кристиной Элевсин, мы узнали там, что число людей, каждые пять лет проходивших посвящение
в главном зале (телестрион), превышало три тысячи. Очевидно, контакт с этими переживаниями
оказал экстраординарное влияние на древнегреческую культуру, а через нее — и на европейскую
культуру в целом. Однако этот факт до сих пор не признан историками.
Список участников древнегреческих мистерий читается как своего рода сборник “Кто есть кто в
античном мире”. Он включает в себя имена философов Платона, Аристотеля и Эпиктета, поэта
Пиндара, драматургов Еврипида и Эсхила, военачальника Алкивиада и римского оратора
Цицерона. Зная все это, я считаю очевидным, что данные, полученные нами в ходе исследования
измененных состояний сознания, на самом деле представляют собой заново открытые древнее зна-
ние и мудрость. Мы лишь сформулировали их в современных терминах.
Р а с с е л : Да, мы вновь открываем мудрость, которая уже многократно открывалась в разных
культурах. Ведь мы исследуем природу человеческого ума, а по сути своей на протяжении
человеческой истории она не претерпела значительных изменений. Сильно изменились лишь
наши осознанные представления, наше понимание мира, убеждения, ценности. Пожалуй, в этой
области действительно произошли значимые перемены. Но способы, которыми наш ум попадает в
ловушку страхов, привязанностей и желаний, изменились очень мало. Суть динамики ума сегодня
такая же, какой она была и два с половиной тысячелетия назад. Поэтому для нас все еще так ценно
чтение Платона или Упанишад.
В ходе человеческой истории всегда находились люди, признававшие существование огромных,
непознанных возможностей человеческого сознания. Многие из них открывали для себя новое
измерение осознанности, ведущее к большему ощущению внутреннего мира и к более богатым и
гармоничным взаимоотношениям с окружающим миром. Такими были святые, мудрецы и ша-
маны, которых знает любая культура. Многие из них старались помочь и другим пробудиться для
этого более свободного измерения сознания и разработали различные техники и практики,
направленные на освобождение - ума от многочисленных ограничений. Все они так или иначе
искали способы помочь людям перешагнуть через эгоистичный способ осознавания.
Л а с л о : Может ли распространение этих новых прозрений и техник в западном мире оказать
заметное воздействие на то, что мы делаем, на то, как мы относимся друг к другу и к природе?
Г р о ф : Я, несомненно, верю в то, что это способно произвести самое глубокое воздействие на
наше мировоззрение и привести к изменению нашего отношения к жизни. Если мы сравним
мировоззрения западной индустриальной цивилизации с теми, которые существуют в древних и
Hosted by uCoz