Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 78 
Next page End  

Как развить участие и сострадание? Этот вопрос снова привел меня к самой сути буддизма. Как
отпустить свои привязанности, желания, страхи и весь остальной “материал”, который держит нас
взаперти в наших личных мирах, заставляет заботиться только о собственном благополучии? И
тут меня неожиданно осенило. К своему изумлению я понял, что это по сути тот же самый путь,
который я отстаивал в случае со сценарием А. Если мы стремимся исцелить планету и спасти
самих себя через изменение собственного сознания, мы должны избавиться от своего
эгоцентризма, от своей привязанности к вещам. Оказывается, сценарий Б предуказывает то же
самое направление. Для того чтобы выжить в трудные времена, нам необходимо освободиться от
привязанностей и сосредоточения на собственных интересах, стать более любящими, более
участливыми существами. По какому бы сценарию ни стали разворачиваться события, путь один и
тот же — необходимо внутреннее пробуждение.
Это озарение освободило меня. Если при любом сценарии мы должны проделать одну и ту же
работу, то уже не так критически важно, какой именно осуществится сценарий. Теперь для меня
это уже не вопрос повышения осознанности ради некой конкретной цели — спасения мира или
продолжения существования в ситуации крушения. Повышение осознанности оказалось важно
само по себе, в любом случае. Теперь я был свободен продолжать следовать своему пути, но уже
без привязанности к определенному исходу. Для меня это было значительным сдвигом.
Л а с л о : В худшем из сценариев, несомненно, потребуется очень значительное изменение в
сознание и гораздо больше сострадательности — просто для того, чтобы выжить. Считаете ли вы,
что такая “революция в сознании” произойдет в мире сама по себе?
Р а с с е л : Обретение подлинного сострадания требует большой внутренней работы. Иногда
развитию сострадательности могут способствовать лишения, но это не всегда так. Все зависит от
степени открытости и готовности каждого конкретного человека. Поэтому мы все еще должны
фокусироваться на внутренней работе, на освобождении своего ума от страха и отживших
убеждений, от мертвой хватки своего эго-разума. Нам все еще необходимо развивать больше
внутренней устойчивости и освобождаться от своих материальных привязанностей. Чем больше
мы занимаемся этим сейчас, тем более гибкими и сострадательными мы, вероятнее всего, будем,
когда возникнет необходимость.
Поворотным пунктом для меня стало понимание того, что при любом развитии событий
потребуется та же самая внутренняя работа, что я должен заниматься ею в первую очередь для
самого себя. Изменение сознания ценно само по себе. Возможно, благодаря этому мы избежим
каких-то катаклизмов, возможно — нет. Но это все равно абсолютно необходимо.
Г р о ф : В древних и традиционных культурах люди регулярно проходили через измененные,
необычные сознания в различных социально санкционированных ритуалах. Они переживали
отождествление и глубокую связь с другими людьми, с животными, с природой и целым
космосом. У них были мощные по своему воздействию встречи с архетипическими существами и
посещение различных мифологических областей. Неудивительно, что им приходилось
интегрировать эти переживания и наблюдения в своем видении мира. Мировоззрение
традиционных культур представляет собой синтез того, что люди переживали в повседневной
жизни через свои обычные органы чувств, и того, с чем они сталкивались в визионерских
состояниях.
В сущности, с нашими современниками, имеющими возможность переживать необычные
состояния сознания, происходит то же самое. Я не встречал ни единого человека, неважно, с
каким уровнем образования, коэффициентом интеллекта и профессией, который, пройдя через
мощные надличностные переживания, все еще подписывался бы под материалистическим
монизмом западной науки. Я являюсь президентом-учредителем Международной
трансперсональной ассоциации. До сих пор мы уже провели пятнадцать международных конфе-
ренций со звездным списком участников, ученых с впечатляющими заслугами. Все они, пройдя
через опыт измененных состояний или изучая его у других, приходили к выводу о серьезной
недостаточности ньютоновско-картезианского мировоззрения. Рано или поздно все они подошли к
более широкой альтернативе видения космоса, объединяющего современную науку с
перспективами, сходными с теми, которые характерны для мистических традиций, восточных
духовных философских учений и даже для туземных культур. Их новое мировоззрение
предусматривает одушевленную вселенную, пронизанную абсолютным сознанием и высшим
космическим разумом. Я верю, что нечто такое же произойдет со всей нашей культурой, если
необычные состояния сознания станут широко доступны.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПОЛДЕНЬ
Hosted by uCoz