Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 78 
Next page End  

если он будет следовать тому или иному пути, ему будет хорошо. А затем мы очень
привязываемся к своему конкретному верованию и делаем все, чтобы защитить выбранный нами
путь. Так религия очень легко в конечном счете становится автоцентричной. И в этом есть некая
ирония, поскольку первоначально религия ставила целью имение освобождение людей от их авто
центризма.
Л а с л о : Религия — также общественное явление, связанное с коллективной
самоидентификаций. Мы нуждаемся в принадлежности к сообществу, к социальной, культурной
или религиозной группе или конгрегации. Эта потребность удовлетворяется в наши дни иначе,
чем в средние века, когда религиозная конгрегация была основным сообществом, к которому мог
принадлежать человек, по крайней мере в Европе. Теперь у нас есть национальные и
региональные сообщества, а внутри них — самые разные уровни, вплоть до квартальных
этнических обществ. Принадлежность к религиозной группе или конгрегации обеспечивает
ощущение идентичности только ограниченному количеству людей. И уж совсем мало общего
такая принадлежность имеет с обретением доступа к некой конечной истине. Как правило,
пропагандируемые в этих сообществах доктрины лишь проводят границу между членами группы
и всеми остальными — обычными верующими и “еретиками”.
Г р о ф : Как правило, роль организованной религии сводится к тому, что она объединяет людей в
группу, фокусируясь на конкретных архетипических фигурах и темах и декларируя их
уникальность. Это обычно ставит группу в ситуацию конфликта с другими группами, избравшими
иные формы представления божественного и общения с ним — христиане против евреев, индусы
против мусульман, сикхи против индусов и т.д. Зачастую организованная религия не очень
успешно справляется даже с задачей сплочения своих собственных последователей, в своем
собственном шатре. Ярким примером этому явилось христианство, внутри которого вспыхнула
ожесточенная борьба между католиками и протестантами, приведшая ко многим кровопролитиям
и страданиям.
Совсем иная ситуация с духовными переживаниями. Они обеспечивают непосредственный доступ
к священным измерениям существования, открывают единство, лежащее в основе кажущегося
столь разделенным мира, божественную природу мироздания и нашу собственную
божественность. Они уводят нас за пределы сектантского шовинизма организованной религии и
ведут к универсальному, всеобъемлющему и объединяющему видению реальности и человечества.
Организованные религии в их нынешней форме зачастую порождают раздоры и способствуют
усугублению глобального кризиса. Но религия, основанная на подлинной мистической
перспективе, могла бы по-настоящему изменить мир.
Л а с л о : Несколько дней назад, во время симпозиума, проводившегося в Берлине Университетом
международного мира, Далай-лама сказал мне: “Никогда не
пытайтесь обращать людей в какую бы то ни было религию”. Сам он не пытается склонить кого-
либо к тибетскому буддизму. Подлинной целью является не обращение в свою веру, подлинная
цель — это дух, лежащий в основе религии и выражающийся в любви, солидарности, сострадании.
Он дал мне совет никогда не питать ожиданий, что какая-то одна религия даст ответы на все
вопросы. Главное — это дух религии, а не слово доктрины.
Бывает, что прозрение воплощается в жизнь. Например, основатели Ауровилля,
экспериментальной духовной общины в Индии, приняли решение, что в общине не должно быть
никакой религии. Вам говорят там прямым текстом, что религиозных доктрин, так же как и
религиозных обрядов, следует избегать. Община существует лишь для глубокой духовности в
повседневной жизни, для усиленной индивидуальной и коллективной медитации. По словам Шри
Ауробиндо, когда религия становится институализированной, она разделяет в большей степени,
нежели объединяет.
Р а с с е л : Об этом говорили многие духовные наставники, предостерегая последователей от
превращения их учений в религию. Будда учил своих учеников не принимать его слова на веру
только потому, что он их произнес. Они должны были принимать его слова лишь тогда, когда те
соответствовали их личному переживанию. В более недавние времена Рудольф Штейнер ут-
верждал, что, если бы он мог вернуться через столетие, он, вероятно, пришел бы в ужас от того,
что сделали люди с его учениями. Духовная мудрость универсальна; однако, по мере передачи от
человека к человеку, прозрение любого учителя постепенно обрастает доктринами и догмами,
порождая нечто весьма отличное от первоначального учения. Я уверен, что если бы вы, Эр-вин,
снова посетили Ауровилль, через двести или триста лет, вы бы обнаружили возникшую там новую
религию.
Hosted by uCoz