Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 78 
Next page End  

отнюдь не так. У них совершенно разные ракурсы”. Мы попросили его разъяснить свои слова, и
он сделал это, используя юнгианский подход.
Эти люди происходят из совершенно разных архетипических территорий, поэтому их
метафизические предпосылки очень отличны друг от друга. Восток опирается на модель космоса с
пустым центром. Мироздание возникло из Пустоты как тотальный гештальт, в котором все
взаимосвязано, все имеет свое место и все является одинаково важной частью целого. На Западе
вы держитесь за совершенно иную, космогенетическую модель, в центре которой пребывает
источник власти. Это Бог, “большой босс”, сотворивший вселенную. Из этой центральной
электростанции исходит иерархическая система с постепенно уменьшающейся значимостью. В
мире архетипов у вас имеются разные уровни небожителей — самые высокие серафимы и
херувимы, затем — персонификации власти, престолов, добродетелей и т.д., затем архангелы и,
наконец, обычные ангелы. В природе тоже есть иерархия — низшие организмы, высшие
организмы и, наконец, человек, как венец творения.
Хаяо Каваи объяснил далее, что в диалоге между Востоком и Западом это различие в базовых
метафизических допущениях окрашивает любую высказанную мысль. Это все равно, что
дискуссия между ньютоновским и эйнштейновским физиками. Оба используют одни и те же
понятия — “материя”, “энергия”, “время” и “пространство”, — однако значения у этих слов совер-
шенно иные для обеих групп. Мы сочли эту идею очень интересной. Вслед за Каваи другие
участники тоже внесли свою лепту в иллюстрирование культурных сравнений. Андре Патсалидес,
психолог из Бельгии, урожденный сириец, выступил с лекцией о различиях между арабским и
западным умом. Каран Сингх, индийский ученый и бывший регент штата Джамму и Кашмир, про-
вел сравнение индийского и западного способов мышления. Кредо Мутва, антрополог-зулус и
знахарь, рассказал о мировосприятии африканцев в сравнении с англоамериканским.
Было очень увлекательно наблюдать за тем, как эта дискуссия порождает совершенно новую
перспективу. Мы чувствовали, что нас объединяет принадлежность к человечеству, все то, что у
нас различное и общее, мы увидели расовые, культурные и религиозные различия как проявления
и вариации нашей общей человечности. Они выглядели разнообразными проявлениями неверо-
ятного творческого потенциала космического разума, возникающего из лежащей в его основе
недифференцированной матрицы. В то же время, в этих различиях было для нас что-то
возбуждающее и интересное, чему можно поучиться, чем можно обогатиться. Мы смогли
освободиться от своих идиосинкразических культурных программ и заблуждений, согласно
которым наш собственный взгляд на реальность и наш способ поведения — лучшие или
единственно верные. Их произвольность и относительность стали для нас слишком очевидными.
Л а с л о : Тейяр де Шарден говорил о процессе растущей интенсификации или конкретизации в
связи с увеличением численности людей и порождаемой ими информации. Может быть, как вы
предсказываете, Пит, шесть миллиардов человек создадут что-то вроде глобального мозга. Я верю,
что в основе этого мозга лежит и духовное измерение. Мы не осозна¸м нити, которыми оно нас
связывает, но можем достучаться до этого измерения на более глубоких уровнях. Возможно, где-
то ниже видимой поверхности наращивается коллективное поле сознания, становящееся
доступным для людей в измененном состоянии сознания — в том состоянии, которое исследует
Стэн и потенциальные возможности которого мы обсуждаем.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕЧЕР
От прозрения к действию
Исцелить себя и исцелить мир
Л а с л о : Темы, которые мы обсуждали сегодня днем, указывают на то, что основной
предпосылкой мирного и сотрудничающего сознания является лучшее взаимопонимание людей и
культур. Хотим ли мы этим сказать, что новая духовность представляет собой также и способ
установления межкультурного взаимопонимания? Научатся ли люди, благодаря духовности,
сосуществовать и даже более того — исцелять раны общества и мира?
Г р о ф : Потенциальная возможность этого, безусловно, существует. Надличностные
переживания, в которых мы переживаем отождествление с другими, могут способствовать
расширению восприятия. Я неоднократно был свидетелем этого. Вопрос лишь в том, может ли это
произойти вовремя и в достаточно широком масштабе, чтобы произвести существенные
перемены.
Л а с л о : Обитатели Ауровилля, экспериментальной духовно-ориентированной общины в Индии,
убеждены в том, что если группа людей интенсивно концентрируется на каком-то определенном
виде сознания, то это воздействует и на других. Верите ли вы, что взаимопроникновение
Hosted by uCoz