Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 78 
Next page End  

надличностного сознания является реально действующим и многообещающим фактором? Что это
проникновение в большей степени, нежели последовательное приобщение людей к новому
сознанию, способно значительно изменить нынешний мир?
Гроф : Я думаю, это возможно! В Индии верят, что йогины, медитирующие в гималайских
пещерах, могут производить позитивное влияние на положение в мире в целом. Об этом же
говорит и более современная идеи Шелдрейка о морфическом резонансе. К сожалению, концепция
сотой обезьяны, служившая столь вдохновляющей и неотразимой иллюстрацией этого механизма,
оказалась вымыслом, а не научным фактом. Когда о ней услышали впервые, она породила немало
воодушевления, но в конечном счете Лайелл Уотсон признался, что придумал ее.
Р а с с е л : В действительности не все было его вымыслом. Эксперименты на самом деле
проводились, однако результаты были не такими впечатляющими, как он их представил; ничего
особо примечательного в них не происходило.
В этой истории с сотой обезьяной я нахожу гораздо более интересным то, как все на нее
набросились. Людям так сильно хотелось в это поверить, что лишь очень немногие усомнились в
ней или потребовали проведения дополнительной проверки результатов первоначальных
исследований. И это особенно удивительно, учитывая, что речь шла о весьма необычном явлении.
То же самое происходит и с идеями Шелдрейка о “заразительности” научения, о том, что чем
больше людей овладевают каким-то навыком, тем легче другим научиться ему, даже если эти
другие живут на другой стороне планеты. Это тоже весьма необычное утверждение, и тем не
менее, как я вижу, очень многие принимают эту теорию, не задавая никаких вопросов.
Интересно, почему это так. Ведь не всякая неконвенциональная мысль вызывает такое же
массовое доверие. Я полагаю, в глубине души люди чувствуют, что подобные процессы
действительно имеют место. Есть некое потайное, внутреннее знание о том, что каким-то
неизвестным образом сознание одного человека воздействует на сознание другого. Мы ощущаем,
что какая-то трансперсональная диффузия действительно происходит, и когда кто-то выступает с
теориями или экспериментами, которые, как кажется, поддерживают такую возможность, у нас
сразу возникает впечатление, что наконец появилось доказательство, которого мы ждали.
Г р о ф : Я хотел бы упомянуть о наблюдении, которое можно считать косвенным
доказательством. В нашей работе мы снова и снова сталкиваемся с тем, что людям, заново
переживающим свое биологическое рождение, открывается доступ в коллективном бессознатель-
ном к образам и опыту невообразимого насилия, жестокости и кровопролития. Люди переживают
зверства, совершавшиеся на протяжении веков, эпизоды из войн, революций, пыточные камеры
инквизиции и концентрационные лагеря. Когда процесс самоисследования достигает этого уровня,
переживание становится надличностным: история индивида сливается с историей рода. Люди,
начинавшие этот процесс в качестве личной терапии, на этом этапе зачастую чувствуют, что они
исцеляют не только самих себя, но и все поле видового сознания. Словно в коллективном
бессознательном содержалась вся грязь, весь неусвоенный материал минувших столетий, и полное
выведение его для проработки на поверхность индивидуального осознавания в действительности
привело к коллективному очищению и исцелению.
Глубина и интенсивность таких переживаний выходит далеко за пределы того, что можно считать
личным и индивидуальным, — люди чувствуют, что они стали едины со страдающим
человечеством. Некоторые усматривают связь с соответствующими архетипами в духовной
литературе, такими, как Иисус, страдающий за грехи всего человечества, или бодхисаттва, отказы-
вающийся от личного освобождения и добровольно берущий на себя задачу освобождения
страдающих существ.
В свете сказанного мне кажется уместным задать вопрос о взаимосвязи между внутренней работой
и целенаправленной деятельностью во внешнем мире. Какова оптимальная стратегия по
достижению перемен во внешней ситуации? Я уже упоминал йогинов, которые,
предположительно, способствуют разрешению мировых проблем, не выходя из своих пещер.
Много лет назад на ежегодной конференции Ассоциации трансперсональной
психологии (АТП) в Асиломаре, штат Калифорния, состоялась очень интересная дискуссия по
этому вопросу между Рамом Дассом и Дэниэлом Эллсбергом. Рам Дасс систематически занимался
духовной практикой, у него был ряд мощных надличностных переживаний, на основании которых
он пришел к выводу, что важнейшее, что можно сделать для изменения мировой ситуации к
лучшему, это последовательная внутренняя работа, ведущая к глубинной психодуховной
трансформации. Если бы каждый занимался ею, мир бы изменился, и прекратились бы многие
виды деятельности, ухудшающие ситуацию.
Hosted by uCoz