Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 78 
Next page End  

Р а с с е л : Примером, наглядно иллюстрирующим изменение в сознании многих людей, является
отношение нашего общества к потреблению в пищу мяса. Всего двадцать лет назад
вегетарианство воспринималась как необычная и весьма эксцентричная причуда. Сегодня оно
стало настолько распространенным явлением, что большинство ресторанов предлагает клиентам в
своих меню качественные вегетарианские варианты. Эта перемена в общественном сознании была
вызвана целым
рядом факторов. Некоторые стали вегетарианцами по соображениям здорового питания; другие —
из-за заботы об экологических последствиях мясообрабатывающей индустрии; третьих приводит в
ужас массовое убийство живых существ, и они не хотят принимать участие в этой жестокости;
четвертые просто неспособны заставить себя взять в рот нечто, что сами неспособны убить.
Общий результат — массовый сдвиг в сторону той или иной степени воздержания от употреб-
ления мясного — заметьте, не полное вегетарианство, а скорее предпочтение более
сбалансированной диеты. Такая смена ценностей стала возможна потому, что размышления
многих людей о мире и их понимание его стали глубже.
Г р о ф :  Эрвин, вы спросили меня, как мы можем
способствовать значительной трансформации большого числа людей. В некотором роде это уже
происходит в самых разных аспектах. Множество различных переживаний способны ускорить
трансформацию и эволюцию сознания. Например, уже упоминавшиеся мною переживания омеги,
по терминологии Кена Ринга. Все они оказывают глубокое воздействие на структуру личности, на
ее мировоззрение, иерархию ценностей и жизненную стратегию. Все они как-то связаны с
постижением разрушительного и саморазрушительного характера курса, которому следует наше
общество. Бывает, что в переживаниях буквально возникают видения общественных и природных
катаклизмов и катастроф, которые произойдут с нами, если мы не изменимся. Естественным ре-
зультатом переживаний омеги являются чувство всепланетного гражданства, глубокая
экологическая осознанность в отношении универсальной духовности всеобъ-емлющей природы,
идущей на смену сектантству и нетерпимости нынешних религий мейнстрима. Мне пред-
ставляется очень важным для нашего будущего, чтобы знания о “технологиях священного” стали
доступны людям в самом широком масштабе через средства массовой информации. Очень важно
также позаботиться о создании систем поддержки для лиц, переживающих спонтанные
преображающие кризисы.
Л а с л о : Разрешите мне, однако, вернуться к вопросу, который не прекращает занимать меня:
откуда все-таки берутся эти необычные переживания? Являются ли они исключительно
индивидуальными, свойственны ли они всему человечеству или, быть может, волна переживаний,
характерная для нашего времени, спровоцирована чем-то, что находится за пределами
человечества?
Г р о ф : В духовных переживаниях у людей обычно возникает чувство, что они подсоединяются к
некоему внеличностному источнику — высшей силе или высшему сознанию. Оно может
принимать форму архетипического существа или вообще полностью выходить за пределы формы.
Когда происходит последнее, оно воспринимается как Космическое Сознание, Универсальный
Разум, Дао — тут можно использовать и любое другое имя, которым вы пожелаете назвать
недифференцированную божественность. В переживаниях контактов с НЛО этот источник
представляется внеземным разумом, существом или существами из другой части вселенной.
Разумеется, всегда остается открытым вопрос о том, что означает внутрипсихическое и что
находится вне психики. С точки зрения более широкой трансперсональной перспективы, то, что
воспринимается как божественное, по сути является более высоким аспектом нас самих, а
внеземные переживания происходят, вероятно, из коллективного бессознательного. Так же, как в
индуистской концепции Атмана-Брахмана индивидуальная психика в конечном счете соизмерима
со всем сущим.
Р а с с е л : Я порой задумываюсь над тем, насколько вообще важен вопрос о разнице между тем,
что происходит внутри нас, и тем, что зарождается “там”, снаружи. Может быть, любое различие
между “там, вовне” и “здесь, внутри” — иллюзорно, а важна лишь ценность самого переживания.
Духовные переживания практически всегда являются очень сильными и волг нующими, и во
многих случаях они меняют жизнь людей к лучшему.
Г р о ф : С уверенностью можно лишь констатировать, что все эти переживания воспринимаются
как возникающие из источника, запредельного тому, что люди обычно считают своей личной
идентичностью, своим “заключенным в кожу эго”. Кроме того, они обладают способностью
Hosted by uCoz